Конференции

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АВТОРА Л.Л. ШЕВЧЕНКО «ДОБРЫЙ МИР»

    Фалалеева Александра Николаевна
    Воспитатель
    Маймуренко Виктория Петровна
    Воспитатель
    МБДОУ «Детский сад «Россияночка» п. Чернянка
    п. Чернянка Белгородской области
    Вопрос духовно - нравственного воспитания в последнее время стоит очень остро.
    Утрата моральных и духовных качеств, падение значимости таких понятий, как совесть, долг, честь привело к плачевным результатам в обществе.
    Прежде всего, у подрастающего поколения пропал интерес к учению, а у взрослых всё чаще проявляется родительская безответственность и равнодушие к детям.
    В социуме преобладают материальные ценности над духовными, в результате, у подрастающего поколения сложилось ошибочное видение любви, гуманности, добре, патриотизме и милосердии. Статистикой выявлен рост жестокости и агрессии.
    Дети - наше будущее, поэтому необходимо задуматься о том, как сформировать и закрепить изначальное стремление в детях к возвышенному, доброму, святому.
    Взрослые не должны забывать о том, что дети – наше отражение, и в первую очередь, необходимо начать с себя, т.е. стать теми самыми носителями добра, нравственной культуры, которую мы стремимся прививать детям.
    В программных документах Правительства Российской Федерации проблема воспитания личности, укоренённой в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути модернизации и социально – экономических преобразований, его способности противостоять внешним вызовам.
    В ФГОС прописано, что педагоги должны заниматься образованием и воспитанием, т.е. воспитывать и прививать детям духовно – нравственные ценности. Поскольку ст.13 в Конституции РФ гласит, что никакая идеология не может быть господствующей, возникает вопрос о том, какие духовно – нравственные ценности педагоги должны воспитывать в детях.
    В дошкольном образовании и в образовании в целом, вводится такое понятие, как «национальная идентичность». В соответствии с этим, становится понятно, что появилась ещё одна возможность наладить духовно – нравственную тематику через понятие «Образ». Тогда образование становится тем самым инструментом, который формирует образ национального героя, той личности, которая могла бы олицетворять наш народ.
    Образ, образование, воспитание… Понятие «Образ» имеет некую нормативность и в культуре, и в традиции. Самое главное, как может быть духовно – нравственное воспитание без Христа. Само слово «образование» восходит к слову «Образ». Становится понятно, к какому образу оно восходит – к Божьему образу. Следовательно, слово «личность» восходит к «Лику».
    Решение вопросов духовно – нравственного воспитания без представления о совершенной личности и о тех высоких духовно – нравственных качествах, которые всегда олицетворяли совершенную личность в нашей культуре и в нашей традиции – невозможно выстроить педагогику.
    Религия является одной из сфер человеческого сознания, человеческого убеждения. Религия – гигантская сфера человеческой жизни, поэтому о религии должны быть сведения у каждого человека. Россия всегда была православной, и эта религия остается главнейшей. Человек считается не образованный, если он не знаком с основами вероучения и этики основных мировых религий. Но прежде всего, он должен иметь знания о главной религии своего народа.
    Приоритетными направлениями в детском саду, нацеленными на духовно – нравственное воспитание являются: Парциальная программа «Добрый Мир», волонтерская деятельность (в рамках проекта «Дети в приоритете»), использование «Доброжелательных технологий» в деятельности с дошкольниками. Как ранее говорилось, личность педагога напрямую влияет на духовно - нравственное воспитание детей, поэтому необходимо постоянно развивать свои духовные знания и умения, чтобы донести их до подрастающего поколения.
    Одним из средств, которое помогает воплотить в жизнь Стратегию развития воспитания в Российской Федерации (Распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р.), является Парциальная программа «Добрый Мир», автор Л.Л.Шевченко.
    «Добрый мир» - это программа духовно - нравственного развития дошкольников, одно из эффективных методов, в борьбе за чистоту детских душ. Она является содержательным модулем «Духовно - нравственная культура» - инновационной программы дошкольного образования.
    Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Комплект учебно-методического материала «Добрый мир. Православная культура для малышей» состоит из восьми пособий: 1) Книга 1 «Прогулки по дням творения»; 2) Книга 2 «Хорошо — плохо»; 3) Книга 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья»; 4) Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники»; 5) наглядные материалы; 6) рабочая тетрадь; 7) методическое пособие для учителя (программы, планы, разработки уроков); 8) CD-диск. Музыкальное сопровождение занятий.
    Целью программы является процесс становления субъекта дошкольника, организация основной культуры на базисе отечественных общепринятых духовных и нравственных традиций.
    Фундаментом парциальной программы - служат главные законы святоотеческого наследия о правилах духовно - нравственного формирования субъекта, о средствах и моделях духовно - нравственного развития в зависимости от возрастных возможностей.
    Основной особенностью личности есть «духовность» и «нравственность». Актуальная светская педагогическая идея объединяет формирование духовности с человеколюбием и достоинством. С позиции православия духовность - это умение жить с постоянным присутствием Святого Духа.
    Человек пытающийся жить со Святым Духом всё время осознает свое отклонение от нормы совершенной личности и всегда совершенствуется.
    Л. Л. Шевченко считает, что «христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в определении задач образования, мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей».
    По сути, если направлять дошкольников на человеческие ценности, которые более чем условны, где нет конкретного эталона, тогда можно и не думать об их духовно - нравственном развитии.
    Прочную взаимосвязь имеет гражданско - патриотическое воспитание с духовно - нравственным воспитанием. Патриотическое воспитание сконцентрировано на развитии социальной инициативы, надежности, правовых ценностей, гражданского долга, постоянного стремления добровольного служения своему народу. Указанные выше особенности важны для духовного роста личности, так как чувство патриотизма, признание национальных традиций, уважение к святыням консолидирует любовь к Родине, возникает важность понимания о необходимости сохранения материальных и духовных ценностей общества.
    Таким образом, применение парциальной программы «Добрый мир» в образовательной деятельности старших дошкольников существенно повлияло на рост интереса у ребят к духовной жизни, что не могло сказаться на поведении детей. У дошколят каждый день есть выбор, как они сегодня будут вести себя, чтобы никого не огорчить. Дети делятся своими знаниями о Боге с родителями, что влияет на рост духовности у взрослых.
    Заложенный в дошкольном возрасте огонь Святого Духа станет поддерживать ребенка в течение всей жизни, и, повзрослев, он будет сеять доброе, вечное.
    Декабрь 2021