Высшая школа делового администрирования
Конференции

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Галлямова Зиля Кираметдиновна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад «Умка»,
г. Надым
Дети учатся у нас, у родителей, у педагогов, дети видят больше чем мы. Желаете понять ребёнка, посмотрите его глазами на картину мира.
Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения, потенциалы не только реализуются, но подчас блокируются под влиянием страха». Основная задача взрослых помочь детям расти, раскрыть природный талант.
Меняется мир – меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту и самое главное старые методы воспитания перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения с взрослыми. Близкие взрослые становятся проблемой современных детей, т.к. мешают им развиваться.
Поэтому необходимо отказываться от устаревших методик воспитания детей, так как они не позволяют раскрыться в полной мере заложенному в детях потенциалу. Способности ребенка, которые в недалеком прошлом считались бы феноменальными, в нынешней реальности являются абсолютной нормой. Никогда в истории человечества не было такого, чтобы дети разбирались в чем- то лучше, чем взрослые.
Еще 10 лет тому назад умение трехлетнего ребенка включить кнопкой телевизор, было для родителей поводом гордиться ранним развитием своего малыша, а сейчас не редкость, когда 2-3 летние дети осваивают ноутбуки и планшеты.
Соответственно каждый педагог должен быть заинтересован в освоении новых методов и форм общения с современными детьми, и направлять родителей, которые нуждаются в нашей педагогической поддержке и пониманию в общение с нашими детьми. Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.
Методы современного воспитания различны. Некоторые из них противоречивы, но не все так плохи, как кажется. Каждый метод основан на анализе поведения современного поколения. Для эффективности образовательного процесса с детьми в своей деятельности стараюсь использовать различные формы, методы и средства обучения.
В рамках образовательной деятельности на протяжении ряда лет активно использую метод проблемного обучения: игровые проблемные ситуации – их моделирование и решение; вопросы, развивающие логическое мышление, экспериментирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок, проектирование и т. д.
Наиболее значительных положительных результатов удалось добиться в процессе проектной деятельности. В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проектные технологии обучения являются для дошкольников инновационными. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также позволяет сделать образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей.
В познавательной области метод проектов осуществляется через внедрения «модели трех вопросов» («Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?»). После познавательной беседы с детьми, заполненная таблица трех вопросов вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. Так естественно и просто взрослые включаются в образовательную работу группы. У детей появляются новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме.Кроме этого побуждаю детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: обращаю внимание на новые, необычные черты объекта, высказываю догадки, обращаюсь к детям за помощью, нацеливаю на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут какие-то устройства, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, «посылки из космоса» и т. п.
Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если.», «Как это изменить, чтобы.», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» - подобные вопросы постоянно присутствуют в моем общении с детьми.
В группе были подготовлены и с успехом реализованы детско-родительские проекты: «Автогородок», в ходе его реализации в игровой форме дети имели возможность расширить представления и обогатить знания о работе автостоянки, социальной роли водителя, кондуктора, механика. Игровой проект «Космос» способствовал формированию умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре, помог вызвать стремление к самореализации, самовыражению детей, решить проблему социально-личностного развития ребенка. Проект «Азбука здоровья» способствовал воспитанию волеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью, а также помог организовать в группе работу «Школы Неболейки» для детей и взрослых. Проект «В семье единой» был направлен на формирование у детей умения ориентироваться на общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и детьми. Благодаря реализации проекта «Земля- наш общий дом» повысился уровень экологической культуры у детей и родителей. Проект «Речецветик» был реализован с целью повышения речевой активности детей.
Кроме этого при реализации проектной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности использую метод «Мозгового штурма» в течение ограниченного времени путем расторможения, позволяет собрать от всех детей, как можно больше идей относительно одной темы. «Кластер», что в переводе с английского «гроздь», «кисть»- метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. И это нелинейная форма мышления, помогающая детям выстраивать свои собственные логические цепочки. Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия. Кластеры я использую следующим образом: на доске вывешиваю картинку с изображением ключевого слова и предлагаю детям назвать слова, относящиеся к данному слову.
Особо подчеркиваю роль книги как источника новых знаний. Показывая детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях специально обращаюсь к книгам и вместе с детьми нахожу в них решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.
Также в своей работе активно использую портфолио, как средство социализации ребенка - дошкольника. Ведение портфолио не только является современной эффективной формой оценивания ребёнка, но и помогает решать такие важные педагогические задачи, как: поддержка мотивации дошкольников; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. В практике работы с детьми 5-7 лет использую виды портфолио: портфолио достижений, портфолио будущего первоклассника, портфолио по интересам. Работа по ведению портфолио помогла укреплению детско-родительских отношений.
Радует результат внедрения в совместную деятельность с детьми различных видов социальных практик: коллекционирование, взаимопосещения, взаимодействие разновозрастных детских коллективов, персональные выставки, акции. (Слайды).
Большое влияние па развитие ребенка оказывает развивающая среда. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т. п. При создании развивающей среды учитываю, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных ячейках и пользования материалами, оборудованием.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям. Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Таким образом, успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно участвовать в совместной образовательной деятельности с педагогом. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.
Декабрь 2021