Высшая школа делового администрирования
Конференции

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЛИ ОРФОГРАММЫ С «ИЗЮМИНКОЙ»

Ремарчук Валентина Петровна,
первая квалификационная категория
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 147
г.Екатеринбург
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущей необходимостью». Эти слова А.И. Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона, заимствованных слов» [ 8 ] и - безграмотности.
Потребность в грамотности в ХХ1-ом веке возрастает, потому что «в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи как устной, так и письменной.» [ 3 ]
Поэтому владение орфографически грамотным письмом сегодня рассматривается как показатель речевого развития нас - школьников.
Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит урокам русского языка и литературы, на которых обучающиеся должны научиться правильно оформлять свои мысли.
Орфографическая грамотность – один из важнейших навыков, формируемых у школьников на уроках русского языка, т.к. владение грамотной речью является показателем общей культуры человека и непременным условием активного творческого участия и адаптации человека в общественной, народнохозяйственной жизни государства.
Под орфографической грамотностью подразумевается умение правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, чёрточку, пробел) при передаче звучащей речи на письме в соответствии с принятыми правилами
орфографии. [ 9 ] Овладеть орфографической грамотностью не просто, так как русский язык очень трудный, в нем представлено много различных орфограмм, пунктограмм, некоторые из которых нужно знать наизусть.
Чтобы знать правила и слова наизусть, нужно иметь хорошую память, которая всегда связывалась с процессом обучения (т. е. накопления информации). Исследователи пришли к мнению, что память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» сложного правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная [ 1 ]. Как же быть таким ученикам, ведь в русском языке множество сложных правил, а ещё больше слов-исключений. Если вовремя не помочь этим ребятам, у них ухудшится грамотность и постепенно пропадёт интерес к предмету. Эта проблема существовала во все времена, но сегодня она особенно актуальна и злободневна: у школьников наблюдается низкий уровень общеучебных навыков, отсутствует устойчивый интерес к предмету, плохо развита память.
Самыми трудными орфограммами в русском языке являются безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением и непроверяемая согласная в корне слова. Не случайно программа каждого класса по русскому языку включает список слов, обязательных для усвоения, т.е. тех слов, которые необходимо запомнить. Их ещё называют «словарными». Причина многочисленных трудностей в работе по усвоению правописания слов с непроверяемыми безударными гласными и согласными в корне слова состоит в том, на наш взгляд:
·          во-первых, с частым употреблением их в речи и трудностями применения правила их правописания на практике, т.к. оно основано только на механической памяти;
·          во-вторых, неумение большинства наших одноклассников пользоваться орфографическим словарём, так как бумажные пособия теряют свою актуальность в последнее время;
·          в-третьих, наши ровесники не научены рациональным способам запоминания;
·          в-четвертых, нехватка времени на создание атмосферы творчества на уроке, когда можно учится владению устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров;
·          в-пятых, многие орфограммы были изучены в 5-6 классах и сейчас уже забываются, требуя повторения в процессе употребления.
Причина многочисленных трудностей в работе по усвоению правописания слов с непроверяемыми безударными гласными и согласными в корне слова состоит в том, на мой взгляд:
·          во-первых, с частым употреблением их в речи и трудностями применения правила их правописания на практике, т.к. оно основано только на механической памяти;
·          во-вторых, неумение большинства учащихся пользоваться орфографическим словарём;
Поэтому поиск эффективных приемов работы со словарными словами велся в 2-х направлениях:
1.выбор такого способа первоначального знакомства, который максимально исключил бы их неверное написание, и
2. создание условий для прочного запоминания этих слов.
В этой работе я склонилась ко второму направлению - созданию условий для прочного запоминания этих слов. Для этого мною было продолжено изучать литературу по мнемоническим приемам и попробовать использовать их при запоминании трудных орфограмм.
Разные виды памяти и мнемотехника
У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений [6].
Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно вы­яснить, какая память — зрительная, слуховая или двигательная — больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти явля­ется доминирующим, часто отражается на школьной успевае­мости. Визуалы с большим трудом восприни­мают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспри­нять и уж тем более запомнить на слух). Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, ес­ли нет возможности услышать информацию (такие уче­ники часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник). Не стоит также забывать о том, что есть люди с преобладанием левого полушария головного мозга («праворукие») и с доминированием правого полушария (в быту предпочитают пользоваться левой рукой). Если у ребёнка преобладает правое полушарие, то он медленнее усваивает правило, хуже читает, отличается неустойчивостью внимания. По мнению, «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее [2]. Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность. И вот здесь на помощь приходит мнемотехника.
Мнемотехника (то же, что мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [4].
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы [3].
Разработка приемов мнемотехники была известна еще во времена античности, а ближе к нашему времени она велась параллельно с исследованием памяти психологами.
Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специаль­ные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запомина­ния «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.
В основе любого приёма эффективного запоминания лежит: желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление, хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом.
По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Поэтому школьникам проще запомнить коротенькие фразы («Поклонился своему творению загорелый мальчик на заре», «К выращенному урожаю предложили не прикасаться до скачек», «Промокнув снова под дождём, обмакнул в варенье бублик»), нежели объёмные правила по теме «Чередующиеся гласные» из учебника по русскому языку.
Мнемонических приемов запоминания достаточно много, однако в методике русского языка их, мы не нашли, так как их никто пока не обобщил. Поэтому мы решили придумать свои и назвать их «Изюминками», которые будут наглядно показывать орфограмму, способствовать ее быстрому запоминанию через стихи, ассоциативные рисунки или через раскрытие лексического значения слова.
Один из них - шутливые стихи детских поэтов – предлагала ещё в 80-е годы учитель и известный методист по русскому языку Никитина Е.И., автор статьи «Изучение слов с непроверяемыми написаниями». [ 5 ]
Вот мы учимся правильно писать слово «лимон». На доске или листе-плакате написанная стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли- мон».
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут
-Лимон…-
Сразу станет кисло.
Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно: «Что за ли? Что за мон?». «Значит,- пишет она,- в этом слове ошибок не будет»[ 8 ]. И действительно, присутствие шутки, игры, фантазии улучшает орфографию. Как говорил А. М. Горький: «С детьми нужно говорить забавно, а противникам обращения к забавному такого «строгого» предмета, как грамматика, напомним, что «юмор – дело серьезное» [ 8 ].
Следуя совету А. М. Горького, и по шаблону стихотворений Г. Сапгира обучающиеся попробовали создать по образцу свое:
Что за МАС?
Что за ШТАБ?
Это непонятно!
А сложи-ка их
МАСШТАБ
Всем всё станет ясно!
Гораздо легче усваивается написание непроверяемых гласных в слове «ВИНЕГРЕТ» после того, как они мы проговорим стишок и усвоим его содержание:
Ну и слово
«ВИНЕГРЕТ»!
От него немало бед:
Лук сначала все вИним,
Потом с радостью Едим!
В процессе работы мы с ребятами придумали и название подобных историй – «ИЗЮМИНКИ»
При оформлении «изюминок» необходима яркость, изобретательность, так как они становятся зрительными опорами. Важен шрифт, подбор цветовой гаммы написаний. Рисунки, иллюстрирующие «изюминку», должны быть понятными обучающимся, забавными, воздействующими на их воображение.
Графическую часть для обыгрывания выделить в слове легко, но придумать «изюминку» не всегда легко. Взять хотя бы слово «ОРИЕНТИР»,
Слово «ОРИЕНТИР» - географический термин, который мы постоянно пишем неправильно и на уроках русского языка. Поэтому мы решили не отходить от географии и связать «изюминку и с этим предметом тоже».
Заблудился – не сиди!
Ты можешь сам себя спасти!
Хоть ори, хоть не ори,
ОРИЕНТИРЫ
находи.
Иди на север, на восток!
Из леса выйдешь ты, дружок!
поможет усвоить не только правописание данных слов, но и их лексическое значение:
ПАРА сказочных коней
Несёт в кибитке ПАРУ «ЛЛ».
ПАРАЛЛельные узоры
Остаются от саней.
Вот ещё пример. Со значением слова «колесо» связаны такие слова,
как
ТРОЛЛЕЙБУС
КОЛЕЯ
ДОРОГА
ШОФЕР
ШОССЕ
ТОРМОЗА.
Все их легко объединить понятием «машина».
Обычно даваемый комментарий лексического значения слова только улучшает восприятие.
Разговор о личной гигиене естественно возникает при закреплении правописания слова «аККУратный».
Чистые уши, друзья,
Это просто красота!
АККуратным быть всегда –
Это тоже красота!
О хоккее как зимнем виде спорта ребята знают, поэтому сосредоточение их внимания на наличии 2-х команд и КК в слове оправданно: Ты раздели на 2-а поля каток!
Поставь 2-е команды
И 2-е ворот.
Это и будет, дружище,
ХОККЕЙ
Пиши в нём КК
И не робей!
Иногда одна «изюминка» объединяется несколько однокоренных слов. Например, профессия и профессор.
Если ПРОФЕССИЮ выбрал ты,
Ум и сердце в неё вложи.
В работу обе руки включи –
В деле ПРОФЕССОРОМ
Станешь ты!
Правописание слова, обозначающее любимое наше лакомство, «ШОЛОЛАД» порой приводит в самое настоящее отчаяние. Как только мы его не пишем! Вариантов несколько!
Мальчик любит шОкОлад,
Ему не нужен виноград.
Он готов съесть 3-и кило
И станет словно буква «О».
Нас заинтересовал приём использования текста шутливого рассказа, в который она включает наиболее употребительные слова, в корне которых после шипящих пишется гласная О.
ОбжОра надел шОрты и куртку с капюшОном и с тихим шОрохом залез в кусты крыжОвника, которые казались ему настоящей чащОбой.
Рисунки в сочетании с рассказом помогут не перепутать, в каком слове пишется одна буква Л, в каком -2Л, например, в слове АЛЛея.
АЛЛея – это дорожка, по обеим
сторонам которой посажены деревья.
И каждая сторона «дарит»
слову свою букву Л.
Иногда зрительной опорой становится ряд слов с одной и той же удвоенной согласной, объединенных сюжетом, например,
КонгреСС
КомпреСС
КомиССия
ДискуССия
ИскуССтво
АгреССия
ПреССа
СтреСС
(На конгрессе в комиссиях
дискуссии идут,
об искусстве – там,
об агрессии - тут!
А пресса от стрессов
делает компрессы!)
Использование мнемотехники наряду с традиционными приемами работы над непроверяемыми написаниями гласных и согласных в корне слова помогает достигнуть планируемого результата. Мнемонические приёмы бесконечны. Они помогают неинтересное, трудное запоминание сделать занимательным, весёлым, игровым, а вместе с этим способствуют формированию орфографически грамотного письма, расширяют кругозор, облегчают усвоение лексического значения слова.
Чтобы аппетит был на довольно «невкусную» пищу, необходимо создавать его.
Декабрь 2021