Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Парфенова Ольга Ивановна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева»
г. Ульяновск
Ушаков Валерий Николаевич,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева»
г. Ульяновск
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: Статья посвящена влиянию проектной деятельности на патриотическое воспитание учащихся МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева». В рамках данной статьи авторы раскрывают одну из ключевых проблем современного образования, а именно – проблему патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, проектная деятельность, роль проектной деятельности, школьные проекты, международные проекты,
Текст статьи:
В 2020 году Правительство РФ утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание», направленную на развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, а также проведению мероприятий патриотического характера в период 2021-2024 годов. Согласно данной программе патриотическое воспитание представляет собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Одной из задач программы является «совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан» [1, с. 5].
Молодежь, как будущее нашей страны, является основной и наиболее важной целью патриотического воспитания. Ведь от того насколько глубоко будет привита любовь к Отечеству зависит сохранность истории нашей страны, успешность отстаивания идеи исторической правды [2, с. 50].
В соответствии с данной программой в МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева» была создана инициативная группа учащихся 8-11 классов под руководством учителей истории, факультативная деятельность которой направлена на изучение военных операций Великой Отечественной Войны в 1944-1945 гг.
В 2018-2021 годах учащиеся под руководством преподавателей истории приняли участие в нескольких конкурсах платформы «Школа реальных дел» с такими работами как «Освобождение города Полоцка в 1944 году», «Освобождение города Нарвы в 1944 году», «Освобождение города Таллина в 1944 году».
Успешная деятельность учеников по разработке и реализации данных проектов стала основой для создания клуба «Крылья истории», на базе которого ведется активная научно-исследовательская работа, затрагивающая различные периоды Второй Мировой Войны. В настоящее время участники клуба ведут деятельность по созданию цикла проектных работ об истории авиации Ульяновской области, в который входят такие труды как:
1.Летчики-ульяновцы в авиации ВМФ в годы В.О.В.
2. Летчики-истребители в годы В.О.В
3. Летчики-штурмовики в годы В.О.В
4. Летчики бомбардировочной авиации в годы В.О.В.
5. Летчики транспортной авиации в годы В.О.В.
6. Наши земляки, летавшие на самолетах Туполева А.А.
7.Знаменитые летчики, учившиеся в Ульяновской летной школе.
Проблематика данных работ обширна – от недостоверных источников информации, опубликованных как на Западе, так и в Росси, до малодушного отношения к истории своей страны. Актуальность данной темы не подлежит сомнению – она будет насущной еще долгое время.
Какова же роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева»? Как участие в школьных, всероссийских и международных проектах влияет на воспитание подрастающего поколения и формирование их личностных качеств?
Первой особенностью факультативной проектной деятельности является более глубокое изучение вопросов по сравнению с традиционной школьной программой, что позволяет ученикам узнать историю страны, не раскрытую в школьных учебниках. Самостоятельный выбор литературы в совокупности с углубленным изучением исторических фактов позволяет ученикам формировать способность к самосознанию и принятию независимого от влияния средств массовой информации мнения, не подверженного влиянию искаженных исторических фактов.
Участие в проектной деятельности формирует у участников лидерские качества, активную жизненную позицию, способность не только принимать решения, но и отстаивать их.
Личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о необходимости уберечь и сохранить мир, а также заставит ответить на вопрос: «Что может сделать для этого каждый из нас?» [3, с. 21-23].
Второй особенностью является проблемный характер деятельности, который раскрывается в изучении открытых вопросов, слабо освещенных в учебниках и исторической хронике. Такое направление проектной деятельности вносит существенный вклад не только в образование учеников, но и позволяет расширять кругозор других категорий граждан, выходя за пределы муниципального уровня и устраняя «белые пятна» в истории страны [4, с. 13-15].
Так, деятельность инициативной группы учащихся в проекте «Моя Страна – Моя Россия» с работой «Путь к Победе» помогла гражданам города Ульяновска лучше узнать о героях своей малой родины. На первом этапе проекта ученики изучали воинский путь летчиков, родившихся и получивших подготовку в Ульяновской области. Данный проект получил широкую поддержку не только на муниципальном уровне. Наряду с Ульяновским филиалом ПАО «Туполев» важность данной работы в национально-патриотическом воспитании и просвещении граждан отметил и «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ», которой назвал данный проект важным как для истории Ульяновской области, так и для истории страны в целом.
Данные знания не остались забытыми. Сотрудничество со школьным музеем «Ближе к звездам», являющимся центром патриотического воспитания всего микрорайона, позволит приобщиться к открытым историческим свидетельствам не только ученикам школы, их родителям и педагогам, но и жителям города, проявившим заинтересованность в данном вопросе.
Такие проекты, предмет исследования которых играет важную образовательную роль в истории родного края, являются ярким примером граждан внести свой вклад в поддержание памяти о героях Второй Мировой Войны, сохранение культурного наследия Российской Федерации и Ульяновской области.
Стоит заметить, что важность таких проектов в воспитании и определении подрастающего поколения отметила и Администрация Заволжского района г. Ульяновска.
В настоящее время проектная деятельность – популярный образовательный метод, просветительская функция которого зависит от масштаба проекта и порой может выходить не только за пределы отдельно взятого региона, но и страны в целом.
Проекты такого масштаба играют особую роль в воспитании не только молодежи нашей страны, но и граждан других стран [5, с. 103-105].
В качестве примера можно привести проекты учащихся из цикла «Военные операции 1944-1945 годов», в рамках которых участники составляли картографию изучаемых событий не только на русском, но и на английском языках, а также программировали сайты, на которых наглядно отражены баталии каждого из сражений. Силами учеников на сайте представлены передвижения всех войск, подробная информация о каждом из сражений. Сайт был создан и опубликован под эгидой образовательной платформы «Школа реальных дел» таким образом, чтобы доступ к открытой информации можно было получить из любой точки планеты.
Так в чем же достоинства международных проектов в идее патриотического воспитания? Первым и самым важным достоинством является их масштаб, позволяющий донести голос исторической правды до аудитории всего земного шара. Несомненно, на фоне печальной тенденции искажения исторических фактов, международные проекты приобретают особый просветительский статус не только в рамках образования, но и достижения целей страны.
Во всех времена молодежь была ключевым двигателем истории и активным участником всех разворачивающихся событий. Ведя активную политику популяризации истории, в том числе через проектную деятельность, появляется возможность «открыть глаза на исторические реалии» и не допустить повторения актов дискриминации и невежества, в рамках которых перечисление стран-победительниц Второй Мировой Войны обходится без упоминания СССР. Такое поведение приуменьшает, а во многом и отрицает роль наших предков в Великой Победе. Возникает логичный вопрос: как можно отстоять идею исторической правды сквозь активную политику дезинформации?
Ответом на этот вопрос является метод проектной деятельности. В совокупности с другими методами государства и средств массовой информации международные проекты могут сыграть важную роль в патриотическом воспитании молодежи не только России, но и всего мирового сообщества.
Существует фраза М. Ганди «хочешь изменить мир – начни с себя». Участие и публикация отдельных региональных, всероссийских и международных проектов не избавит мир от тенденции искажения исторической правды и малодушного отношения к истории. Однако, они могут изменить наше отношение к истории, а через него и отношение тех, кто находится рядом с нами. Такие проекты, отражающие сермяжную и горькую правду войны о тех, кто умер за честь и независимость нашей страны, помогают осознать всю важность идеи патриотического воспитания, главная цель которого – предотвращение повторения всех ужасов войны и сохранение памяти о ней.
Участие в таких проектах помогает воспитывать лидерские качества учащихся, устранять исторические пробелы, отстаивать идею исторической правды, формировать комплексное мировоззрение учеников, основанное на синтезе познавательной деятельности и современных учебных технологий. И самое главное – помогает найти ответ на вопрос «Что может сделать для этого каждый из нас?». Ответ субъективен, но в одном солидарны многие: «Хочешь перемену в будущем – стань этой переменой в настоящем» [6, с. 43-48].
Список литературы
1. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан в 2016-2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru
2. Горбунов, В.С. Педагогика патриотизма как фактор формирования гражданского / В.С. Горбунов // Воспитание школьников.2017. № 5. С. 49-58.
3. Мещанова Л.Н. Особенности патриотического воспитания школьников: учеб. пособие // Научная электронная библиотека eLibrary, 2016. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1521.pdf
4. Никитушкина, И.П. Поисково-исследовательское краеведение как средство развития социальной успешности и формирования гражданской идентичности: метод. пособие / И.П. Никитушкина. – Казань: «Бук», 2020. – 98 с.
5. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: методическое пособие / Роготнева А.В. [и др.]. – Москва: «Владос», 2015 – 128 с.
6. Северина, О.А. История 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся / О.А. Северина. – Москва: «Учитель», 2015. – 160 с.
Декабрь 2021