Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА. ИНТОНИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО ДШИ

Поликарпова Ирина Юрьевна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,
ГБОУ СОШ №8 «Музыка» Фрунзенского района,
г. Санкт-Петербург
Одна из основных задач курса сольфеджио – развить гармонический слух учащихся, выработать навык точного интонирования и определения на слух всех элементов музыкальной речи. Первая особенность гармонического слуха, связанная с акустическими особенностями многоголосия - это понятие диссонантности и консонантности. Вторая особенность гармонического слуха связана с ладом, с понятием функционального значения тех или других аккордов. При этом гармония помогает чувствовать функциональное значение оборотов и оказывается легче, чем одноголосное ощущение ступеней. Мы часто прибегаем к гармонии для того, чтобы показать опорность и прочность Тоники или тяготение неустоев в устои. И мы никогда так эмоционально ярко не покажем неустойчивость вводного тона, если не будем сопровождать его гармонией. В самом деле, сколько ни играть гамму, сколько ни останавливаться на седьмой ступени и ни говорить о тяготении её в первую, никогда не будет такого яркого впечатления, если при этом взять доминантовую гармонию. Следовательно, вторая особенность гармонического слуха – это ощущение функциональных связей. Он несложен и нужен для того, чтобы помочь в мелодическом ощущении функций ступеней. Независимо от количества звуков, от их расположения в данной гармонии её функциональная сторона воспринимается всегда ярко и образно. Восприятие идет от эмоциональности детей. В детской музыкальной школе нужно научиться чувствовать функцию аккорда. Чем ярче и интереснее сопровождать гармонией мелодию, тем лучше почувствуют её ребята. Надо учиться играть аккомпанемент к этой мелодии, чувствовать гармонию, развивать гармонический слух. Этим мы приучаем детей слышать полное звучание гармонии.
Характерные интервалы – один из распространённых элементов музыкальной речи, яркие представители внутритонального взаимодействия основных двух групп ступеней - устойчивых и неустойчивых. Характерные интервалы входят в состав многих аккордов функциональной гармонии: - Доминантового септаккорда и его обращений (D7, D65, D43, D2), - Уменьшенного септаккорда и его обращений (УмVII7, УмVII65, УмVII43, УмVII2),
- Субдоминантового септаккорда в миноре и мажоре гармоническом (II7, II65, II43, II2).
- Уменьшенных трезвучий на II и VII ступенях и их обращений (II53 и VII53, II6 и VII6, II64 и VII64),
Характерные интервалы встречаются в мелодиях, обладая яркой выразительностью. Эти интервалы обладают большой неустойчивостью и поэтому сильным тяготением в устои. Поэтому навыки их интонирования и узнавания являются важным и в большой мере необходимым умением. Изучение характерных интервалов можно рассматривать как упражнения. Способствующие развитию активного ладового слуха и как подготовительную ступень к овладению темами, связанными с аккордами доминантовой и субдоминантовой функций.
Как известно в советской, а в дальнейшем и в российской педагогике утвердился метод воспитания ладово-гармонического слуха, основанный на двухладовой мажорно-минорной системе. Такая ладовая система утвердилась ещё в XVII веке и занимала господствующее место в европейской музыке XVII-XX веков, а также имеет огромное значение и в современной музыке. Поэтому в области музыкального образования воспитание ладо-гармонического слуха является обязательным и необходимым условием развития подрастающего профессионального музыканта или просвещенного слушателя любителя музыки всех поколений.
Освоение ладовой системы в курсе сольфеджио условно делится на два крупных раздела: диатоника и хроматизм. Первые четыре года (1-4 классы начальной школы) базируются исключительно на диатонике: натуральный и гармонический мажор; натуральный, гармонический и мелодический минор; параллельные и одноименные тональности. С 5 класса начинаются темы: ладовая альтерация, хроматизм, отклонение и модуляция. Тему характерные интервалы целесообразно разделить также на два раздела: тритоны и собственно характерные интервалы. Раздел «Тритоны» необходимо соединить с темой «Доминантсептаккорд и его обращения», «Уменьшенные трезвучия и их обращения в натуральном и гармоническом мажоре и в натуральном и гармоническом миноре» - в 3 классе. Раздел «Собственно характерные интервалы» необходимо связать с темами «Уменьшенный септаккорд и его обращения» и «Ув53 и его обращения в гармоническом мажоре и гармоническом миноре» - в 4 классе.
Интонирование тритонов и характерных интервалов для многих учащихся представляет определенные трудности. Поэтому для успешного освоения этих тем необходимо соответственно подготовить слух обучающихся. Известно, что характерные интервалы свойственны только гармоническому виду мажора и минора. Поэтому к моменту их прохождения обучающиеся должны:
- иметь навыки интонирования этих видов гамм, мелодических и гармонических последовательностей в данных звукорядах в мелодическом и гармоническом (многоголосном) звучании,
- четко отличать на слух данные виды мажора и минора,
- сольфеджировать мелодии этих ладах,
- подбирать аккомпанемент к однотональным мелодиям, слышать и понимать функциональную принадлежность каждой ступени лада,
- ощущать гармоническое взаимодействие голосов в многоголосии, сочинять второй голос,
- научиться ощущать I –краску или фонизм аккордов, II – функциональных связей аккордов, взаимоотношение главных и побочных аккордов.
Поэтому рекомендуется проходить гармонический и мелодический минор во втором классе, а гармонический мажор в третьем классе. Основной формой работы должно быть слушание гармонии. Например, пение гамм обязательно должно сопровождаться гармоническим сопровождением.
Необходимо сформировать умение определить на слух диссонантность и консонантность. Поэтому с самого начала очень важно заниматься определением интервалов в гармоническом виде (интервал может быть взят в мелодическом виде, когда каждый звук берётся по очереди, и в гармоническом виде, когда оба звука берутся одновременно). Слушание гармонического интервала не должно быть сведено к мелодическому интервалу. Существует приём – дают два звука, просят пропеть каждый отдельно и определить этот интервал. Такой приём не способствует развитию гармонического слуха, так как при гармоническое слышание переводится в мелодическое. В данном случае мы очень мало развиваем гармонический слух, не работаем над осознанием фонической краски данного созвучия. Как же достичь ощущения гармонической краски? Составляя упражнения для анализа на слух, надо стремиться располагать интервалы по контрасту – диссонанс с консонансом. мажорности и минорности интервала. Большое значение здесь имеет яркость впечатления. Изучать главные ступени классической гармонии и их взаимодействие, но с самого начала дать понять, что везде может быть построено трезвучие, на любой ступени, а не только на первой, четвёртой и пятой ступенях. Показать сначала доминантовое тяготение, затем краску субдоминанты, причём, можно использовать и вторую, и шестую ступени. Это расширит кругозор детей и освободит их от обязательного условия использовать в аккомпанементе только первую, четвёртую и пятую ступени. Сопровождение и подбирание аккомпанемента может включать все ступени. Фантазия детей очень богата и если ей дать простор, они найдут очень интересные гармонические последовательности. Детей надо научить тому, что музыку можно понимать даже тогда, когда мы её не поём, а только слушаем. Воспитание навыка слушания без пения – важная задача педагога. Надо воспитывать гармоническое слышание, умение понимать музыку, не пропевая её даже мысленно. Хорошие результаты дает занятие гармоническим анализом с самых младших классов - анализом всех средств музыкальной выразительности. Тогда ребёнок понимает все тайны воздействия музыки на человеческие души.
Декабрь 2021