учитель,
МКОУ ОШ № 30 г. Белгород
Основной целью воспитательной и оздоровительной работы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является осуществление их непрерывного физкультурного образования и формирование здорового образа жизни. Формирование убежденности в полезности и целесообразности занятий физкультурой, осознанном отношении к освоению двигательных навыков, развитию мотивации и самоорганизации здорового образа жизни.
В начале столетия В. П. Кащенко отмечал, что детская исключительность (не только склонность к правонарушениям, но и исключительность характера, исключительность интеллекта, даже физическая исключительность) в существе своем социальна. Бороться с нею, исцелять, лечить, корригировать ее возможно прежде всего педагогическими мероприятиями, т. е. воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность.
Использование экстремальных видов двигательной активности с детьми и подростками с ограничениями возможностями здоровья (в том числе с инвалидами) позволяет оптимизировать психическое состояние (избавиться от фрустрации, депрессии), сформировать у них ощущения полноценной, полнокровной жизни.
При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны Возрастные особенности периода взросления часто приводят к тому, что традиционные средства и методы обращения к их личности являются неэффективными. В таком случае одним из путей решения является применение креативных видов двигательной активности и приключенческого спорта. Относя к таким видам спорта и двигательной активности -туризм, скалолазание, ночное ориентирование, утренняя гимнастика с родителями, туристские прогулки выходного дня с родителями и др., Авторы не дают определения понятию «приключенческие», не указывают – какие потребности личности призван удовлетворить этот вид двигательной деятельности.
Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий спортивными и подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться успехов в физическом и психомоторном развитии.
В эстафеты, игровые задания могут включаться самые разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, прыжки, броски, метания; переноска предметов – действия с ними; перемещения в необычных положениях – в упоре лежа, упоре лежа сзади; в парах; с выполнением умственных действий в процессе эстафеты и др.).
Интересен вариант радиального баскетбола сидя. В этом случае вертикальная стойка, на которой расположены три баскетбольных щита, должна быть меньшей длины, чтобы баскетбольные корзины располагались над уровнем пола на расстоянии 2–2,5 м. При этом площадь круга, составляющая игровое поле, также может быть существенно меньше (по сравнению с игрой стоя). Кроме того, площадь круга необходимо разделить на шесть равных секторов (по 60°), в которых должны располагаться игроки двух команд, каждая из которых состоит из трех человек. В одном секторе должен располагаться только один игрок, причем игроки разных команд должны чередоваться: в первом секторе – игрок команды «А», во втором – команды «Б», в третьем – команды «А», в четвертом – команды «Б» и т. д.
Совместная деятельность и общение – движущая сила развития, средство обучения и воспитания. Интеллектуальное и личностное развитие ребенка невозможно вне сотрудничества, общения со взрослыми в совместной с ними деятельности. Следовательно, успех занятий с детьми и подростками без сотрудничества с родителями или с другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным.
Некоторые формы взаимодействия с родителями
Ночное ориентирование - преодоление страха и боязни выполнения рискованного двигательного задания приводит к выделению гипофизом занимающегося эндорфинов – гормонов счастья и даже эйфории, а это, в свою очередь, выдвигает в качестве ведущей функции экстремальных видов физической культуры – гедонистическую.
Утренняя гимнастика с родителями на виртуальных информационных площадках (мобильные мессенджеры Viber, WhatsApp) особенно актуальна во время локдауна и дистанционного обучения.
Туристские прогулки выходного дня с родителями наиболее ярко психотерапевтический эффект проявляется в расширении границ жизненного пространства детей с ОВЗ. Чистый природный воздух укрепляет здоровье человека, повышает работоспособность, снижает восприимчивость к различным заболеваниям. Благодаря своим физическим свойствам прохладный горный, лесной, речной воздух, воздействуя на обнаженную кожу, положительно влияет на чувствительные нервные клетки кожи и дыхательную систему. Через них происходит рефлекторное воздействие на другие органы и системы – сосуды, сердце, печень, почки, мозг, кроветворную и эндокринную системы. Улучшается обмен веществ.
Внедрение в работу приключенческих видов спорта и креативных видов двигательной активности для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья повысит их социальную активность, значимость детей и подростков в нашем регионе.