Высшая школа делового администрирования
Конференции

«ЛОВЕЦ СЛОВ» МЕТОДИКА, РАЗРАБОТАННАЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ, УЛУЧШЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

Соколова Ольга Валерьевна,
к.и.н, учитель 1 квалификационной категории,
МБОУ «Прогимназия «Радуга», г. Курск
Актуальность представляемой методики заключается в следующем. В Федеральном образовательном стандарте чтение рассматривается как средство, которое служит для личностного развития ученика, его умению адаптироваться в обществе, решает задачу воспитания инициативного, грамотного и компетентного гражданина. Использование методики «Ловец слов», предполагается на этапе послебуквенного периода, когда ребенок уже знает буквы, может читать слоги, но есть проблема в беглом и выразительном чтении, а также понимании сути прочитанного, а также отсутствие читательского интереса.
Нам известно, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер для изучения всех школьных предметов.
Данный метод апробирован в 1 четверти с детьми 2 года обучения. Объект исследования интересен тем, что он менялся на протяжении всех трех этапов методики. Предметом исследования являлся комплекс заданий, предлагаемый для выполнения младшим школьникам.
В процессе апробации метода были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить состояние проблемы по данному вопросу в методической, психологической литературе;
- определить респондентов учебной группы, нуждающихся в формировании навыка чтения;
- добиться повышения читательского интереса, качества и темпа прочитанного.
Для решения поставленных задач были использованы метод анализа и обобщения статистических данных, тестирование (проверка техники чтения), метод «Ловец слов».
С помощью проверки техники чтения, было выявлено несколько детей, которые по ряду причин не имели достаточной мотивации, читательского интереса, низкий темп чтения и отсутствие понимания прочитанного.
Безусловно, существует огромное количество классических методик, используемых в процессе читательской работы с детьми, но методика «Ловец слов», представляет особый интерес.
Она заключается в том, что ребенку предлагается роль «Ловца», который сначала без ограничения времени, должен «поймать»- прочитать из текста слова, но которые он сам выберет. На первичном этапе, допускается работа ребенка на одной странице без ограничения времени, но слова не должны повторяться. Ребенок воспринимает процесс обучения как игру, тем самым, как показала практика – чтение занимает от 15-20 минут.
Второй этап методики предполагает увеличение охватываемого читаемого объёма до 2 страниц. На этом этапе идет более сильная зрительная концентрация и увеличение мозговой активности. Темп «вылавливания слов» увеличивается и появляется читательский интерес, ребенок уже готов идти на диалог, поскольку понимает, о чем речь, может назвать имена героев, если они имеются в тексте, более четко произносятся слова, практически полностью отступает слоговое чтение.
На третьем этапе методики четко прослеживается желание ребенка прочитать весь предлагаемый текст сначала и уже по предложениям. Появляется желание рассказать о прочитанном, воодушевление «ловить тексты», а не просто слова.
Предлагаемый литературно-технический прием был использован во втором «А» классе МБОУ «Прогимназии «Радуга», г. Курска и зарекомендовал себя с положительной стороны, дав свои результаты. Группа респондентов (учащихся 2 класса) в течение 3 месяцев, работавшие по предложенной методике увеличили скорость прочитанного, расширили словарный запас, появилось читательское стремление – достичь цели и поделиться (пересказать) с другими ребятами прочитанной информацией.
В процессе апробации и внедрения данного метода, были достигнуты не только поставленные цели, но и стала доминировать одна из главных образовательных функций: коммуникативная, а именно, дети, работающие по методике «Ловец слов» научились планировать и выражать свои мысли, держать под контролем свою речевую деятельность.
Таким образом, данная методика доказала на практике свою актуальность, необходимость и своевременность, поскольку она помогает сложить в процессе чтения у младших школьников две взаимосвязанные стороны - техническую и смысловую, с помощью охвата зрительного, эмоционального звукречедвигательного механизма.
Декабрь 2021