Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОСОБЫЙ ПОДХОД

Набиуллина Гузель Шавкатовна,
учитель –дефектолог
ГБОУ «ЧШ№10 для детей с ОВЗ»,
г. Чистополь
Часто слышим разговор об особых детях, детей, прежде всего, с психическими и психоневрологическими проблемами (дети с расстройствами психики и нервной системы, дети с множественными нарушениями)
В современном обществе для нормального развития особого ребенка необходима, прежде всего, организация полноценного функционирования и взаимодействия основных сторон его бытия: жизни в семье, медицинского обслуживания, образования, реабилитации.
Так, разработана инновационная модель организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, которая может использоваться в условиях дошкольных и школьных коррекционных образовательных учреждений, домов ребенка, реабилитаций. В ней представлены как общие подходы, так и конкретные рекомендации к диагностической и психокоррекционной работе с семьями данной категории. Все это позволяет на качественно - профессиональном уровне решать важные практические задачи, связанные с оказанием семьям профилактической, консультативной и психокоррекционной помощи.
В настоящее время, к сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его незащищенную личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:
-высокого уровня психической травматизации членов семей, вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;
-отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
-непринятия особенностей ребенка, что обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.
Необходимо прививать чувство привязанности и к педагогу или психологу, то есть к тому лицу, которое занимается с ребенком, а также и к товарищам по классу или группе. С самого начала обучения следует вносить в сознание таких детей понятие о хорошем и о плохом поведении. Особенно это касается детей с тяжелой степенью умственной отсталости, которым нужно постоянно напоминать о том, что поведение ребенка должно быть хорошим и не должно быть плохим. Детям с такой степенью интеллектуальной недостаточности нужно приводить конкретные примеры того, что такое плохое и что такое хорошее поведение. Всегда надо подчеркивать в ребенке преобладание хороших качеств.
На уроках, проводимых с ребенком и его матерью, хорошо бы использовать приемы музыкальной, танцевальной и вокальной терапии.
Родители должны получать домашнее задание, например, выучить с ребенком какую-либо песенку или танец и двигаться вместе с ним под эту ритмичную музыку, заражаясь сама и заражая ребенка чувством радости. Подобные задания матери должны получать в связи с тем, что часто одним из ведущих нарушений у детей является грубое недоразвитие или отсутствие речи. Совместное пропевание матери с ребенком отдельных звуков (иногда только гласных), слогов, воспроизведение простой музыкальной интонации способствует как развитию у него артикуляционных возможностей, так и коррекции слухового внимания. Кроме специального коррекционного воздействия указанные приемы оказывают и собственно психотерапевтический эффект: способствуют снятию заторможенных состояний, как у матери, так и у ребенка, содействуют десенсибилизации депрессивных состояний, снимают внутренние зажимы и скованность.
Привлекая родителей к работе с ребенком, педагог дает возможность им испытать радость успеха, что можно рассматривать как психокоррекционный эффект. Самое главное для специалиста - показать родителям возможность их личной педагогической деятельности, направленной на развитие ребенка. Родители должны снять с себя тяжесть переживания своей проблемы (рождение больного ребенка) и начать действовать, используя помощь специалистов и апробированные методы коррекционной помощи. Действовать - должно означать для родителей не только учить и воспитывать ребенка, но и жить вместе с ребенком, жить полноценной жизнью, наполненной разнообразными интересами и проблемами.
Педагог-дефектолог, психолог учат родителей не только определенному минимуму педагогических знаний, но и внушают им уверенность в успехе ее деятельности, помогают осознать потребность в этой деятельности. Психолог оказывает поддержку в любом случае, даже тогда, и в особенности тогда, когда их первые педагогические пробы оканчиваются неудачей. В результате проведенных работ родители, испытывая к ребенку самые высокие человеческие чувства, начинают и получать любовь, привязанность и тепло. А именно это и является самым важным для родителей, именно это искупает все остальные несовершенства их жизни. Любовь к ребенку, желание действенно помочь ему затрагивают в них творческие регистры их личности.
Именно проявление творчества позволяет при столь длительном стрессе нейтрализовать негативное внутреннее психологическое состояние, переструктурировать свои жизненные цели, свою иерархию установок и ценностей.
Итак, чтобы труд дал результат, родители «особого» ребенка должны очень плотно сотрудничать с профессионалами (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, врачи, воспитатели) и постепенно развиваться. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей. Если ребенок научится любить родителей, то он будет также добр и к другим людям. Обучаясь любви к родителям, «особенные» дети вообще учатся проявлять это чувство, учатся любить.
У детей с интеллектуальными нарушениями развитие будет отличаться от развития других детей, Но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви.
Таким образом, необходимо менять стиль отношений в обществе, формируя толерантное пространство. Это поможет не только конкретному ребенку, но и всем, кто тоже нуждается в помощи. Заодно — поможет и всему нашему обществу стать более справедливым, просвещенным и гуманным. Большинство родители «особых» детей выступают инициаторами изменений в системе образования. Они борются за права детей — и изменяют к лучшему само общество, делая его гуманнее и терпимее и, что важно, расширяя тем самым права и возможности всех малышей, а не только «особых».
Регулярные занятия с родителями, реабилитологами, педагогами, а также доброжелательное отношение окружающих могут принести хорошие результаты. В этой особенной среде встречаются очень талантливые люди. Пусть для ребенка поход в общественное место или поездка в транспорте станет не очередным стрессом, а площадкой для общения и развития.
Перечень использованной литературы и источников:
1. Майрамян Р. Ф. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: Тезисы докладов. М., 2010. Т. 2.
2. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 2009.
3. Семаго М. М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. М., 2010.
4. https://www.baby.ru/community/view/126532/forum
Декабрь 2021