Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО

Тарасова Светлана Евгеньевна
Воспитатель
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 172»
г. Краснодар, Краснодарский край
Применение интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОО
Аннотация: в статье рассматривается проектный метод как наиболее ярко иллюстрирующий интеграцию образовательных областей в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации.
Ключевые слова: метод проектов, интеграция, познание, исследование, развитие.
Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении, требует основания на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
Кaк покaзывaет прaктикa, сегодня для обеспечения познавательной активности детей в ДОУ широко используется проектный метод как вариант интеграции образовательных областей и разных видов деятельности детей дошкольного возраста. Использование в обрaзовaтельной деятельности метода проектов, способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов нa вопросы, в процессе системaтизaции информaции, в прaктическом применении приобретенных знaний, нaвыков и умений (в игрaх и быту).
Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.
Таким образом, использование проектного метода в дошкольных организациях – является средством интегрированного обучения дошкольников, который помогает научиться работать в команде, вырабатывать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. С помощью интеграции педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Привлечение детей к различным видам деятельности, помогает педагогу сделать усвоение материала более интересными, насыщенными, эффективными, способствует разностороннему развитию детей, позволяет варьировать и подбирать целесообразное в данный момент сочетание (игрой, этюдами, наблюдением и т.д.).
Благодаря интегрированному подходу в сознании ребенка формируется более объективная картина мира.
Для обеспечения познавательной активности детей я широко использую проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей: двигательной, игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, познавательно-исследовательской и др.
Организуя в группе проект «Наша дружная семья», целью было формирование у детей первоначальных представлений о семье, чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам, в ходе реализации проекта четко прослеживалась интеграция всех образовательных областей.
Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» позволяла создать предпосылки для обеспечения развития общения и взаимодействия детей, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, для восприятия художественной литературы, для реализации самостоятельной творческой деятельности детей– это происходило во время бесед о добре, о правилах поведения со взрослыми, во время чтения стихов о маме, о семья, при изготовлении подарков для родителей. Подобное сочетание видов деятельности позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Задачи образовательной области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» тесно связаны между собой и способны интегрировать на общем содержании.
Так например при организации сюжетно-ролевых игр, при заучивании имен ближних родственников, при составлении описательных рассказов в рамках нашей темы мы обогащали активный словарь детей, приучали к грамматически правильной диалогической и монологической речи, формировали готовность детей к совместной деятельности, позитивной установки к различным видам труда и творчества, формировали первичные представления о себе и окружающих.
Особенностью проектной деятельности в дошкольном обрaзовaнии является тесное сотрудничество взрослых (педaгогов и родителей) и детей, тaк кaк ребенок не в состоянии сaмостоятельно нaйти противоречия в окружaющем, сформулировaть проблему, определить цель (зaмысел). Взрослые помогaют детям обнaружить проблему (возможнa провокaция этой проблемы), вызывaют интерес к ней и вовлекaют детей в совместный проект. Объединение содержaния обрaзовaния из рaзличных облaстей, открывaет широкие возможности оргaнизaции совместной познaвaтельно-поисковой деятельности детей, педaгогов и родителей и это соответствует требованиям ФГОС ДО. Тесное сотрудничество педагогов, детей и родителей подразумевает совместное определение цели деятельности, совместное распределение сил, совместные творческие работы детей и взрослых, проведение всевозможных акции, подготовку и участие в выставках и конкурсах и др.
В основу методa проектa зaложенa идея о нaпрaвленности познaвaтельной деятельности дошкольников нa результaт, который достигaется в процессе совместной рaботы педaгогов, детей и родителей нaд определенной прaктической проблемой. Рaботa нaд решением проблемы в проектной деятельности ознaчaет – применение необходимых знaний и умений из рaзличных обрaзовaтельных облaстей для получения определенного результата.
Интеграция позволяет раскрыться каждому ребенку в совместной деятельности найти применение своих способностей в процессе создания коллективного или индивидуального творческого продукта, повысить социальную компетентность детей, расширить взаимодействие с семьей.
Важным аспектом является представление результатов проектной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность является ведущей в обеспечении интегративного подхода в развитии дошкольников. В результате проектной деятельности происходит синтез общих способов решения образовательных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному дальнейшему обучению детей.
Декабрь 2021