Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЗАНЯТИЕ-ИГРА "НА ЧТО ПОТРАТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ?"

Петрухина Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
СП ДОД "Вдохновение" ГБОУ СОШ № 11 г.о. Кинель
Занятие-игра "На что потратить свою жизнь?"
Методическая разработка занятия - игры «На что потратить жизнь?» посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций у старших подростков (14-15 лет).
Данная проблема является сегодня актуальной и обусловлена социально-экономическими преобразованиями, реформированием системы образования, с одной стороны и деформацией ценностей в подростковой среде - с другой.
Выбор темы занятия обусловлен психологическими особенностями подросткового возраста, так как именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является базой ценностных ориентаций подростков. Как показывает практика, именно подростки оказываются самыми социально неустойчивыми и не защищенными в кризисные периоды состояния общества. Не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать жизненные ценности от мнимых, искусственных, подростки закрепляют в своем сознании негативные тенденции общественного развития.
Безусловно, важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя. Кто-то из великих сказал: «Дети не готовятся жить, они уже живут».
Предмет: "Школа РДШ" (направление гражданская активность - волонтерство).
Тема: Занятие - игра "На что потратить жизнь?"
Цель - способствовать осознанию подростками собственной системы ценностей и её влияния на жиз­ненные перспективы.
Задачи:
·          обучающая: обучить умению излагать свои мысли, чувства, объяснять собственную точку зрения, доказывать;
·          развивающая: способствовать развитию интереса детей к занятиям по социализации личности через различные игры, тренинги;
·          воспитательная: создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии, способствовать самоопределению и творческой самореализации личности ребенка;
Форма проведения: практическое занятие;
Тип занятия: занятие по освоению новых знаний;
Методы обучения:
·          словесные: рассказ, объяснение:
·          практические: выполнение заданий;
·          аналитические: анализ, поощрение;
·          наглядные: демонстрация, трансляция;
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная
Материалы и оборудование:
·          по 10 жетонов для каждого участника
·          карточки с названиями ценностей
·          CD – проектор
·          компьютер
·          слайд-шоу презентация “Жизненные ценности”. (Презентация)
Возраст детей: 14-15 лет
План занятия:
1.Организационный момент
2.Введение
2.Объяснение нового материала
3.Практическая часть
4.Подведение итогов занятия
Ход занятия:
Организационный момент:Здравствуйте, ребята! Очень рада вас всех видеть! Сегодня на нашем занятии речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Но прежде, чем мы приступим к изучению этой темы, хотелось бы задать вопрос:
-“Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”?
Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?
Сегодня мы проведем игру, которая называется
“На что потратить жизнь…” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Напишите качества присущие только вам.
Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их! (каждому участнику раздаются жетоны).
ü  Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор:
“потратить” жетоны или “сэкономить”.
ü  На продажу будут выставляться сразу по две вещи.
ü  Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
ü  Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
ü  Переход к следующей паре означает, что предыдущий лот окончательно снята с “торгов”
ü  Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы? Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей. (презентация):
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Показываются слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Показываются слайды с названиями двух вторых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Показываются слайды с названиями следующей пары “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
а) Хорошее образование. (2 жетона)
Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Итак, кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Показываются слайды с названиями следующей пары “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона!
. а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Выбираем и приобретаем! Есть желающие?
(Показываются слайды с названиями следующей пары “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Итак, кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Показываются слайды с названиями следующей пары “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
. а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
Итак, кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Показываются слайды с названиями следующей пары “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.



Обсуждение игры.
Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут, разбившись на группы по три-пять человек, обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”
Во время обсуждения большое внимание уделяется на то, чтобы обучающиеся сами проанализировали связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. (Например:ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие или если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)
- Ребята, большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.
Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения.
Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями.
Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес.
За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.
Самостоятельная работа – игра «Интервью».
- Сейчас предлагаю вам разбиться на пары и провести интервью: один из вас будет выполнять роль репортера, другой – интервьюируемого.
- При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80 – 90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление. (Участники садятся парами и по очереди берут интервью друг друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.) 10 минут.
Примерные вопросы:
- Что было самым важным в жизни?
- Какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?
- Что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?
- Что вы сделали для своей семьи?
Групповое обсуждение.
- Ребята, вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы.
- Каковы же те цели, к достижению которых стремится большинство людей, - материальные или духовные они по своей природе?
- Находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?
- Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?
(В результате обсуждения, участники должны прийти к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных).
Заключительная часть занятия.
- Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры.
-Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”.
-Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то.
-Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил.
-И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.
И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
Подведение итогов
1. Ребята, Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре? (Ответы и рассуждения ребят)
2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес? (Ответы и рассуждения ребят)
3. Какие из ваших ценностей, на ваш взгляд, не являются ценностями для других? (Ответы и рассуждения ребят)
4. Все ли люди исповедуют одинаковые ценности? (Ответы и рассуждения ребят. (Ответ: Милтон Роукич считает, что да. Однако точнее было бы сказать, что всех людей объединяет один и тот же комплекс основных ценностей с очень небольшими различиями (этот комплекс может быть дополнен лишь несколькими другими ценностями).
5. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека? (Ответы и рассуждения ребят)
дополнение: в иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)
Ребята, какие чувства, мысли и эмоции вызвала у вас тема нашего занятия? Что вам запомнилось, какие фрагменты нашли отклик в вашей душе? Наше занятие мне хотелось бы закончить вместе с вами словами Андрея Дементьева:
На что мы тратим жизнь?
На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу - вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь?..
А надо б на любовь...
Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то:
На нудные дела, не нужные заботы...
В угоду обществу придумываем маски...
На что мы тратим жизнь!
А надо бы на ласку...
Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На "имидж" и "престиж", не нужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
На что мы тратим жизнь?..
А надо бы на дружбу...
Куда-то всё спешим, чего-то добываем.
Чего-то ищем все - а более теряем;
Всё копим - золото, тряпьё и серебро...
На что мы тратим жизнь!
А надо б на добро...
Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;
С серьёзностью смешной вещички выбираем.
Но сколько не гадай - всё выберешь не ту.
На что мы тратим жизнь...
А надо б на мечту...
Боимся радости, боимся верить в сказки,
Боимся и мечты, и нежности, и ласки;
Боимся полюбить, чтоб после не тужить...
На что мы тратим жизнь?!
А надо просто жить!
А вы согласны с автором стихотворения? Ребята, цените свою жизнь именно сейчас, а не потом, не завтра, не через год!
Я хочу сказать спасибо всем присутствующим за внимание, активное
участие. Мне было очень приятно с вами общаться!
Приложение

Хорошая просторная квартира, либо дом.

(1 жетон)

Новый спортивный автомобиль

(1 жетон)

 Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)


Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

Один настоящий друг. (2 жетона)


Хорошее образование (2 жетона)


Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона)

Здоровая семья (2 жетона)

Всемирная слава (3 жетона)

Изменить любую черту своей внешности (1 жетона)

Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Чистая совесть. (2 жетона)


Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)


Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

Семь дополнительных лет жизни.

(3 жетона)

Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Используемая литература
1 О.А. Хаткевич. Переходный возраст. – Минск: Изд. ООО “Красико - принт”, 2013
2 И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. “Первое сентября”, 2013
3.Е.М.Геллер. Наш друг-игра. -Минск, 2014
4. Э.А.Агавелова, Р.Г. Иванов. Руководство по работе с молодежью Социальный театр: спектакль плюс... - СПб., 2019
5. Региональная Общественная Организация "Взгляд в будущее", Санкт-Петербург, 2019

Декабрь 2021