Преподаватель юридических дисциплин
АНПОО «МВЕК»
город Глазов Удмуртской республики
Выявление, и оказание поддержки одаренных детей в интересах их личности.
1. Создание условий для выявления одаренных студентов.
2. Создание и организация работы по развитию и созданию условий, для дальнейшего развития одаренных подростков.
В любом обществе нужны одаренные люди, и наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его учащихся. Как показывает практика, далеко не каждый способен реализовать свои способности. Проведение тестов на творческую активность, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на примерах великих ученых таких как М.В. Ломоносов.
По моему мнению, мы не можем не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели развития, это же можно сказать и о мотивации к обучению.
Именно поэтому, ставя в пример учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, в СПО должна быть разработана программа для помощи в развитии одаренных детей.
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видов деятельности посравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде творчества.
Проблема обучения и развития одаренных подростков.
Учащийся 3-го класса показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает.
Расхожий миф о том, что одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то сам пробиться не сможет, есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют.
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности быть субъектом образования.
Для педагогов, работающих с одаренными детьми, чрезвычайно важно пройти дополнительную подготовку, которая специально ориентирована на развитие «субъектно-субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально-психологические особенности обучения и развития одаренных подростков.
У одаренных подростков есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска. Психологически с ними работать может далеко не каждый педагог.
Негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:
1. Эгоизм и неспособность вставать на точку зрения сверстника, особенно если он интеллектуально слабее.
2. Отсутствие стремления к обучению, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные игры. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
6. Стремление всегда быть правым.
7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого подростка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя.
В результате многие одарённые дети в учебных заведениях чувствуют себя изгоями, система обучения в образовательных учреждениях, являясь хорошим стимулом для развития средних учащихся, становится стопором и проблемой для одарённых подростков.
Поэтому с одарённым подростком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальное учебное заведение, где учатся такие же, как и он одаренные дети.