Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Косарева Наталья Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «ООШ№10»,
г. Гурьевск, Кемеровская область
Методы поиска решения учебной проблемы
В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.
Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Автор технологии - Елена Леонидовна Мельникова, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва).
В названии «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Следовательно, поставить учебную задачу, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования, ответ на который и выведет на тему урока.
Поиск решения – это формулирование нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Суть метода поиска решения заключается в том, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание.
На уроке возможны три метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий диалог от сформулированной учебной проблемы; подводящий диалог без учебной проблемы.
Побуждающий к выдвижению версий диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, с призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогает и решающая гипотеза (которая выдержит проверку и станет искомой) не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей версии. Подсказка – намек на искомое знание – каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.
Порядок выдвижения версий на уроке может быть последовательным и одновременным. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная версия, потом другая – и так вплоть до появления решающей. Во втором случае все версии (и ошибочные, и решающая) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка.
Побуждение к проверке версии. Смысл проверки версии состоит в приведении аргумента на решающую версию («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»). Проверка версии может быть как устной (посредством рассуждения), так и практической (в экспериментальной работе). Побуждающий к проверке версии диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.
При устной проверке диалог побуждает учащихся к аргументации. Учитель может задать вопрос: «Согласны вы с версией? Почему?». Случаются такие ситуации, когда учащиеся не могут привести ни одного аргумента, тогда учителем вводится подсказка, которая наталкивает на довод за или против версии. В крайнем случае, учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.
При практической проверке диалог, выстраиваемый учителем, должен стимулировать учащихся к выработке конкретного плана действий, побуждая такими репликами, как: «Как нам проверить версию? Что нужно сделать?». Если побуждение не дает ожидаемого результата, учитель вводит подсказку, которая намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий может предложить учитель.
Рассмотрим фрагмент урока математики по теме «Умножение на двузначное число». (Поиск решения проблемы).
Материал для выдвижения гипотез.
- Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 =.
(Ученики разбиваются по группам, начинают работу).
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.
Учитель подходит к каждой группе с вопросом: «Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством!»
(Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе).
Представление гипотез группами.
- Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. (Ученики представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная), 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая).
Побуждение к проверке.
- Как проверить, какой из двух способов верный? (Ученики не могут ответить).
Подсказка к плану.
-Может быть, воспользуемся каким-то прибором? (Ученики предлагают проверить на калькуляторе).
- Проверьте! Что получилось? (При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).
Вывод.
— Значит, как надо умножать на двузначное число? Ученики формулируют правило. (Открытие нового знания)
Учебник.
- Сравните свой вывод с учебником. (Ученики убеждаются в правильности ответа).
Фрагмент урока русского языка по теме «Правописание корней -лаг/лож».
Побуждение к гипотезе.
– Найти нужное правило нам помогут слова на доске: разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать.
– Что заметили? Есть ли какие-то предположения? (Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о. Распределить в два столбика).
– Как это можно проверить? (Подобрать ещё примеры).
Задание на формулирование темы.
– Сформулируйте правило. (– В корнях -лаг/лож- …)
– Какую же тему мы сегодня изучили? Так… ещё, какие варианты? (Правописание безударных гласных о, а)
– Сверьте вашу формулировку с материалом учебника (Правописание безударных гласных о, а в корнях -лаг/лож-).
– Оформите правило графически в схеме.
Подводящий к знанию диалог.
Данный метод поиска решения проблемы значительно проще, чем предыдущий. Он не требует выдвижения и проверки версий. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Подводящий диалог можно развернуть как по поставленной учебной проблеме, так и без нее.
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к версиям диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство заключается в обеспечении понимания нового знания учениками. Различие методов – в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте.
Урок русского языка по теме: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
- Прочитайте слова, запишите в одну группу одушевлённые существительные в другую – неодушевлённые.
- Как будем их различать?
- Сформулируйте вывод.
Тема урока: «Имена существительные среднего рода».
- Выпишите в один столбик имена существительные мужского рода, в другой – женского.
- Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?
- Какие слова подсказки можно подставить к этим словам?
- Запишите эти слова в третий столбик.
- Как можно назвать этот род? (Это имена существительные среднего рода).
Фрагмент урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи». (Постановка проблемы)
Подводящий без проблемы диалог.
- Прочитайте стихотворение по учебнику. (Ученики читают)
- Определите, какой частью речи является каждое слово.
- Какие части речи нам встретились? (Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия). По ходу ответов учитель фиксирует части речи на доске.
- Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (Междометия и местоимения). Учитель фиксирует части речи на доске.
- Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос…). По ходу ответов части речи распределяются по двум столбикам.
Вывод.
- Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).
- Дайте определение. Ученики формулируют определение. (Открытие нового знания).
Учебник.
- Сверимся с учебником. Что заметили интересного? (Междометия не относятся к служебным частям речи).
- Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске)
Задание на формулирование темы
— Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять? (Самостоятельные и служебные части речи).
Рассмотренные нами основные методы «открытия» новых знаний имеют сходство в том, что любой из них обеспечивает понимание нового знания учениками, так как нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие данных методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь открытым знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
- результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности учащихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании, любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Библиографический список
1.         Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС. Москва: Баласс, 2013. 138 с.
2.         Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Москва: Баласс, 2015. 272 с.
3.         Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя. Москва: Баллас, 2010. 168 с.
Декабрь 2021