Воспитатель,
Панина Светлана Сергеевна,
Воспитатель,
ГБДОУ детский сад №97
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель: организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством создания выставки «Народная игрушка», как условие для развития художественно-творческих умений и развития познавательного интереса к народной культуре.
Задачи:
v Вызвать желание у детей познакомиться с народными промыслами и историей возникновения народной игрушки;
v Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, способствовать воспитанию эстетических чувств;
v Формировать умение украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирать цвета для узора, развивать чувство ритма, закреплять навыки рисования элементов (полосы, круги, точки, волнистые линии);
v Развивать умение лепить филимоновскую птичку на основе овоида или цилиндра, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла; развивать воображение, чувство цвета и формы;
v Формировать умение детей работать с трафаретом, вырезать из ткани, закреплять навыки симметричного вырезания.
v Развивать композиционные умения у детей; развивать мелкую моторику рук;
v Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
v Воспитывать самостоятельность, активность.
v Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
v Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
v Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, способствовать воспитанию эстетических чувств;
v Вызвать интерес и воспитать уважение к работе народных мастеров;
v Приобщать к культуре и традициям русского народа;
Дошкольный период-основа для развития познавательного интереса и творческих умений
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.
Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как она отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др. Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса.
Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение.
При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.
В целом дошкольный возраст - важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
«...Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства.
Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее благоприятным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности.
В наше время, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов патриотического воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Детские выставки как результат творчества ребенка
«Выставка» - лаконичное и понятное всем слово. Для участников - это и предъявление результатов творчества, и тревожное ожидание оценки, волнение и переживание при встрече с новыми находками, оригинальными идеями; это и обмен опытом.
Так что же такое выставка? Выставка - самая зримая форма показа результатов работы ребенка и педагога; пропаганда и популяризация детского творчества.
Это своего рода образовательный проект, ориентирующий участников на активное и творческое освоение не только новых способов художественной деятельности, но, прежде, опыта освоения и создания культуры. Поэтому выставка творчества может рассматриваться как праздник — ожидаемый и при этом неожиданный, радостный, сюрпризный, объединяющий всех участников общим делом и настроением.
Для каждого юного автора участие в выставке — это возможность увидеть результаты своего труда как социально принятые и признанные обществом, это глубокое переживание своей причастности к общему делу — большому и важному, осознание значимости и уникальности своей личности. На выставке дети приобретают опыт общения со зрителями, учатся адекватно реагировать на зрительское восприятие и оценку своего произведения. У них начинает формироваться способность к рефлексии и самооценке. Важно и то, что самооценка формируется в сопоставлении ребенком результатов своего творчества с творчеством других детей, поэтому взрослые (педагоги и родители) помогают детям понять, что талант нужно развивать постоянно и неустанно, не превозносить результаты своей деятельности, стремиться к дальнейшему саморазвитию. И в то же время поддерживают чувство радости и удовольствия от творчества
В результате специально организованной деятельности дети будут способны:
ü различать виды народной игрушки (Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, матрешка и тряпичная кукла-закрутка);
ü дифференцировать виды росписи игрушек, их особенности и материал (из чего сделаны);
ü выбирать цвета, соответствующие тому или иному виду народной игрушки в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка);
ü создавать аппликацию из ткани, используя трафарет.
ü смоделировать игрушку на основе знаний, полученных в результате игровых ситуаций с игрушками, поделками, рассказами и т.п.;
ü самостоятельно организовывать совместную игровую деятельность с народной игрушкой;
ü применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок), дети научаться создавать игрушку своими руками;
ü активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, при создании совместной выставки «Народная игрушка»;будут способны договариваться;
ü проявлять любознательность и интерес к исследовательской деятельности (рассматривание и обследование игрушек);
ü к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
ü проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (общении, творческой)
Наглядные:
ü просмотр и обсуждение презетаций: «Народные промыслы России», «Многообразие игрушечного мастерства»;
ü рассматривание предметных картинок;
ü рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами;
Словесные:
ü Беседы о жизни детей в прошлом, об их занятиях, играх, игрушках;
ü Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства;
ü Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле; загадки о народных промыслах;
Практические:
ü Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных, тканевых игрушек;
ü Создание выставки детского творчества «Народная игрушка»;
ü Создание мини-музея народной игрушки «Народные умельцы»
Практическая часть
I этап
подготовительный
ü Беседа-диалог с детьми:
- Зачем игрушки нам нужны?
- Кто их делает?
-Как надо обращаться с игрушками?
ü Беседа о жизни детей в прошлом, об их занятиях, играх, игрушках:
- Какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Где можно их было взять?
ü Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства.
ü Просмотр презентаций «Народные промыслы России», «Многообразие игрушечного мастерства»;
ü Рассматривание игрушек и исследование:
- Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных, тканевых игрушек.
ü Рассматривание альбомов, открыток и иллюстраций о народном творчестве;
ü Чтение художественной литературы (потешки, прибаутки, небылицы), заучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений;
ü Загадки о народных промыслах.
Просмотр презентации «Многообразие игрушечного мастерства»
II этап
Основная часть
1. Организация мастерской «Народные умельцы»
- Подбор необходимого материала для практической деятельности
- Создание в группе коллекции лоскутков
- Изучение технологий изготовления народной куклы
2. Совместная деятельность педагога и детей
- Мастер-класс «Народная тряпичная кукла-закрутка »
3. Рефлексия
- Рассматривание и обсуждение продуктов детского совместного творчества
Организация творческой деятельности
ü Рисование: «Роспись дымковской барышни».
ü Лепка: свистульки из пластилина.
ü Аппликация: «Весёлые матрёшки».
ü Рисование: «Нарисуй тряпичную куклу»
ü Раскраски на тему «Народные промыслы России» для самостоятельной творческой деятельности
III этап
заключительная часть
ü Выставка детских работ по итогам мастер-класса.
ü Проводят презентацию детских работ.
ü Рефлексия с детьми.
ü Коллекционирование мини-музея «Народная игрушка».
Выводы
ü Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.
ü Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления. Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом.
ü Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Если рассказать ребенку во что играли наши бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки, мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и таким образом, приобщим к традициям, к культуре наших предков, воспитываем в детях нравственно - патриотические чувства - уважение, гордость за землю, на которой живешь.
ü Подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.