Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Березина Ирина Николаевна,
воспитатель,
ГБОУ ООШ №9 СПДС «Родничок»,
г. Новокуйбышевск
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании условий для получения качественного образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети – инвалиды, дети с задержкой психического и физического развития, с дисфункцией речи;дети с ослабленным здоровьем) – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.
Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.
Для детей создаются все необходимые условия для творческого развития и удовлетворения их потребностей и интересов. В системе дополнительного образования проблемы реабилитации и коррекции недостатков развития решаются через привлечение ребёнка к творческой деятельности, сотрудничество педагога с ребёнком, родителем.
Особенностями образовательно-воспитательного процесса являются те самые педагогические идеи и педагогические находки педагогов в работе с детьми с ОВЗ, которые дали отличные результаты, результативно апробированы на практике. Педагогическая деятельность направлена на социальную адаптацию, коррекцию и восстановление утраченного здоровья.
В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации предусмотрено расширение использования здоровьесберегающих, информационных, игровых технологий для развития и обучения детей с ОВЗ.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.
Основные составляющие этой системы:
·          Организация рационального двигательного режима воспитанников.
·          Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
·          Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
·          Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
·          не навреди!
·          принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
·          соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий используемые в работе с детьми с ОВЗ в нашей группе.
Дыхательная гимнастикаэто система упражнений на развитие речевого дыхания.Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.
Динамические паузыиспользованиефизкультминутокво время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики. Общеукрепляющая гимнастика– это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение. (Утренняя гимнастика перед завтраком).
Гимнастика пробужденияпроводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно (упражнения в кровати, «дорожки здоровья»).
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли),«сухой» бассейн, самомассаж, песочная терапия.
Артикуляционная гимнастика, логоритмика,психогимнастика (мимика и пантомимика).
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
- повышению работоспособности, выносливости детей;
- развитию психических процессов;
- формированию, развитию двигательных умений и навыков;
- развитию общей и мелкой моторики;
- и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Также большую роль в работе с детьми с ОВЗ оказывают информационные технологии.
·          работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ
·          использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми и подростками, имеющими ОВЗ
·          оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски
·          применение текстового редактора как средство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ
·          использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ
Среди выделенных технологий, игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, так как наиболее полно удовлетворяют потребностям педагогической практики и самих детей. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие, а именно игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Выделяют следующие педагогические игры по целевым ориентациям:
•Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
•           Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
•           Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
•           Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.
В заключении хочется отметить, что основная цель педагога в работе с детьми с ОВЗ по социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций применяя в работе современные педагогические технологии.
Декабрь 2021