Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Масленникова Юлия Сергеевна,
воспитатель
МБОУ СОШ № 3 дошкольные группы «Улыбка»
г.о. Серпухов.
Дидактическая кукла как средство социализации ребенка раннего возраста
«В образовательной программе дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет (научный руководитель И.А.Лыкова) важное место уделяется проблеме социального развития ребенка. И это тем более сегодня актуально, т. к. одной из целевых установок ФГОС дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития детей. Программа «Теремок» дает ответ на вопрос: как помочь маленькому ребенку войти в социум и культуру, сохранив при этом свою индивидуальность, определяет образовательные задачи и содержание деятельности педагогов для их решения.
На третьем году жизни ребенка взрослые должны содействовать формированию позитивного восприятия окружающего мира, доброжелательного отношения ко всему живому (людям, животным, растениям), бережного отношения к игрушкам и бытовым предметам; расширять у ребенка инициативное общение с людьми - взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми (в безопасных ситуациях); инициировать освоение способов (речь, жесты, мимика), норм и правил общения, соответствующих возрастным возможностям детей; поддерживать развитие речи как основного средства коммуникации; создавать условия для содержательного общения в разных видах деятельности; содействовать постепенному становлению произвольности на основе развивающейся способности управлять своим поведением и настроением; поддерживать принятие взрослого как носителя норм и образцов поведения в социуме, помощника и партнера, объясняющего и помогающего, организующего деятельность и оценивающего ее результат; создавать основу для формирования положительного образа «Я», развития позитивной самооценки, появления потребности быть успешным; воспитывать личностные качества - общительность, инициативность, самостоятельность, активность, самоуважение, уверенность в себе.
Как видим, задачи стоят разноплановые. Уже в раннем возрасте ребенок должен усвоить обширное количество понятий и норм поведения.
Как эффективнее помочь в этом ребенку?
В этих целях нашими педагогами апробируется педагогическая технология «Поиграем с куклой», описанная в методическом пособии С.Г.Белой, В.Н.Лукьяненко «Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой» (книга из базового комплекта УМК «Теремок»). Авторами раскрыт инновационный вариант решения образовательных задач, направленных на становление социокультурного опыта и формирование жизненных навыков детей второго и третьего года жизни в процессе игровых образовательных ситуаций с дидактической куклой. Они предлагают большое количество игр-занятий с куклой для решения целого комплекса дидактических задач, затрагивающих все образовательные области и направления развития ребенка раннего возраста.
Рассмотрим игровое взаимодействие в образовательной ситуации «Постираем куклам одежду».
Вся ситуация задается в предметно-пространственной среде. На полке шкафа сидят куклы в перепачканной одежде. В сюрпризном ящике, который выкатывает воспитатель, заранее приготовлены тазики, мыло, фартучки, клеенка. Воспитателю стоило только обратить внимание детей на неряшливо одетых кукол, как дети сами предложили, что надо делать. А когда в тазиках появилась вода, то стирка закипела! (Фото 1, фото 2, фото 3)



Фото 1.«Постираем куклам одежду».

 Фото 2. «Постираем куклам одежду».

Фото 3. «Постираем куклам одежду».

Система игр- занятий с дидактической куклой в группе раннего возраста способствует созданию предпосылок для перехода к сюжетно-ролевой игре, т.к. появляются обобщенные действия, начинается использование предметов-заместителей, предметные действия объединяются в единый сюжет.
Темы некоторых игр занятий с куклой
«Устроим кукле комнату»
Цель. Продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, ее назначении. Активизировать словарь: кровать, стол, стул, диван, вешать, класть. Воспитывать умение играть с другими детьми.
«Уложим куклу спать»
Цель. Закрепить и уточнить знания детей о предметах одежды и порядке раздевания. Обогащать и активизировать словарь: колготки, платье, туфли, простынка, подушка, одеяло, вешать, ставить. Воспитывать аккуратность.
«Кукла делает зарядку»
Цель. Закрепить знание о частях тела человека. Формировать представления о направлении движения: вверх, вниз, вперед, назад. Учить объединять несколько игровых действий в один сюжет.
«Катины гости»
Цель. Продолжать учить детей с куклой. Помочь разнообразить игровые действия, побуждать к использованию в игре знаний, полученных на занятии. Закрепить и уточнить знания о домашних животных. Воспитывать доброжелательность.
«Оденем куклу на прогулку»
Цель. Закрепить и уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. Обогащать сюжет детской игры. Воспитывать желание помогать другим
«Причеши куклу»
Цель. Повысить интерес детей к явлениям общественной жизни. Дать представления об уходе за волосами. Развивать мелкую моторику рук.
«Завяжи узелок» «Завяжи бантик».
Цель. Расширять представления о динамических и статистических (их изменении) свойствах предметов, способствовать развитию мелкой моторики рук, обучать завязыванию ленточек, бантиков поясов.
Таким образом, в игре с куклой создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-образного мышления, речи, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры, формируются основные социально-коммуникативные навыки, развиваются эмоционально-нравственные категории личности дошкольника.
Список литературы
1.         Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А.Шаграева, А.Д.Кошелева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2.         Белая, С.Г., Лукьяненко, В.Н. Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой [Текст]/ С.Г.Белая, В.Н.Лукьяненко - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.
3.         Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой [Текст] — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.
Декабрь 2021