Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Масленникова Юлия Сергеевна,
воспитатель
МБОУ СОШ № 3 дошкольные группы «Улыбка»
г.о. Серпухов.
«В образовательной программе дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет (научный руководитель И.А.Лыкова) важное место уделяется проблеме социального развития ребенка. И это тем более сегодня актуально, т. к. одной из целевых установок ФГОС дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития детей. Программа «Теремок» дает ответ на вопрос: как помочь маленькому ребенку войти в социум и культуру, сохранив при этом свою индивидуальность, определяет образовательные задачи и содержание деятельности педагогов для их решения.
На третьем году жизни ребенка взрослые должны содействовать формированию позитивного восприятия окружающего мира, доброжелательного отношения ко всему живому (людям, животным, растениям), бережного отношения к игрушкам и бытовым предметам; расширять у ребенка инициативное общение с людьми - взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми (в безопасных ситуациях); инициировать освоение способов (речь, жесты, мимика), норм и правил общения, соответствующих возрастным возможностям детей; поддерживать развитие речи как основного средства коммуникации; создавать условия для содержательного общения в разных видах деятельности; содействовать постепенному становлению произвольности на основе развивающейся способности управлять своим поведением и настроением; поддерживать принятие взрослого как носителя норм и образцов поведения в социуме, помощника и партнера, объясняющего и помогающего, организующего деятельность и оценивающего ее результат; создавать основу для формирования положительного образа «Я», развития позитивной самооценки, появления потребности быть успешным; воспитывать личностные качества - общительность, инициативность, самостоятельность, активность, самоуважение, уверенность в себе.
Как видим, задачи стоят разноплановые. Уже в раннем возрасте ребенок должен усвоить обширное количество понятий и норм поведения.
Как эффективнее помочь в этом ребенку?
В этих целях нашими педагогами апробируется педагогическая технология «Поиграем с куклой», описанная в методическом пособии С.Г.Белой, В.Н.Лукьяненко «Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой» (книга из базового комплекта УМК «Теремок»). Авторами раскрыт инновационный вариант решения образовательных задач, направленных на становление социокультурного опыта и формирование жизненных навыков детей второго и третьего года жизни в процессе игровых образовательных ситуаций с дидактической куклой. Они предлагают большое количество игр-занятий с куклой для решения целого комплекса дидактических задач, затрагивающих все образовательные области и направления развития ребенка раннего возраста.
Рассмотрим игровое взаимодействие в образовательной ситуации «Постираем куклам одежду».
Вся ситуация задается в предметно-пространственной среде. На полке шкафа сидят куклы в перепачканной одежде. В сюрпризном ящике, который выкатывает воспитатель, заранее приготовлены тазики, мыло, фартучки, клеенка. Воспитателю стоило только обратить внимание детей на неряшливо одетых кукол, как дети сами предложили, что надо делать. А когда в тазиках появилась вода, то стирка закипела! (Фото 1, фото 2, фото 3)



Фото 1.«Постираем куклам одежду».

 Фото 2. «Постираем куклам одежду».

Фото 3. «Постираем куклам одежду».


Система игр- занятий с дидактической куклой в группе раннего возраста способствует созданию предпосылок для перехода к сюжетно-ролевой игре, т.к. появляются обобщенные действия, начинается использование предметов-заместителей, предметные действия объединяются в единый сюжет.
Темы некоторых игр занятий с куклой
«Устроим кукле комнату»
Цель. Продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, ее назначении. Активизировать словарь: кровать, стол, стул, диван, вешать, класть. Воспитывать умение играть с другими детьми.
«Уложим куклу спать»
Цель. Закрепить и уточнить знания детей о предметах одежды и порядке раздевания. Обогащать и активизировать словарь: колготки, платье, туфли, простынка, подушка, одеяло, вешать, ставить. Воспитывать аккуратность.
«Кукла делает зарядку»
Цель. Закрепить знание о частях тела человека. Формировать представления о направлении движения: вверх, вниз, вперед, назад. Учить объединять несколько игровых действий в один сюжет.
«Катины гости»
Цель. Продолжать учить детей с куклой. Помочь разнообразить игровые действия, побуждать к использованию в игре знаний, полученных на занятии. Закрепить и уточнить знания о домашних животных. Воспитывать доброжелательность.
«Оденем куклу на прогулку»
Цель. Закрепить и уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. Обогащать сюжет детской игры. Воспитывать желание помогать другим
«Причеши куклу»
Цель. Повысить интерес детей к явлениям общественной жизни. Дать представления об уходе за волосами. Развивать мелкую моторику рук.
«Завяжи узелок» «Завяжи бантик».
Цель. Расширять представления о динамических и статистических (их изменении) свойствах предметов, способствовать развитию мелкой моторики рук, обучать завязыванию ленточек, бантиков поясов.
Таким образом, в игре с куклой создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-образного мышления, речи, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры, формируются основные социально-коммуникативные навыки, развиваются эмоционально-нравственные категории личности дошкольника.
Список литературы
1.         Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А.Шаграева, А.Д.Кошелева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2.         Белая, С.Г., Лукьяненко, В.Н. Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой [Текст]/ С.Г.Белая, В.Н.Лукьяненко - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.
3.         Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой [Текст] — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.
Декабрь 2021