Высшая школа делового администрирования
Конференции

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Иванова Ольга Анатольевна,
методист
МБОУ ДО «Дом детства и юношества»,
пгт. Максатиха, Тверская область

«Всякое настоящее образование

добывается только путём

самообразования»


Мне хотелось бы начать со слов президента РФ В.В. Путина: «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».
Совершенствование качества обучения и воспитания детей напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Как утверждал К.Д. Ушинский, «педагог живёт до тех пор, пока учиться».
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Педагог XXI века… Личность, стремящаяся к творческому росту, к самосовершенствованию. Вся работа педагога – это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом об образовании. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь отговорки, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога:
- повышение качества преподавания предмета;
- готовность к педагогическому творчеству;
- профессиональный и карьерный рост;
- создание имиджа современного педагога – новатора, педагога - мастера, педагога - наставника;
- соответствие педагога требованиям общества и государства.
Самообразование:
- осуществляется добровольно,
- осуществляется сознательно,
- планируется, управляется и контролируется самим человеком,
- необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Виды деятельности в процессе самообразования:
- систематический просмотр определённых телепередач;
- чтение педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- организация кружковой и внеурочной деятельности;
- изучение информационно - компьютерных технологий.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – самосознание. Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения. Происходит формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.
2 этап – планирование. Выбирается тема по самообразованию. Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки.
3 этап – теория. Изучается проблема (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ, самооценка результатов). Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
4 этап – практика. На данном этапе отрабатываются технологии, осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
5 этап – самоконтроль, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.
Пять причин, почему нужно всю жизнь учиться и развиваться.
1. Необходимо всегда стремиться быть лучшим, первым в своём деле. Чтобы оставаться на плаву и не дать своему делу или идеи зачахнуть, нужно постоянно быть информированным новыми идеями развития в этом направлении.
2. Всегда делать что-то чуточку лучше, чем могли бы. Нужно прилагать больше усилий, чем обычно, чтобы быть успешным. Люди добиваются в жизни высот только тогда, когда не боятся преодолеть себя, свои страхи, и делать чуточку больше, чем хотелось бы, приложить больше усилий.
3. Быть здоровым долгожителем. Разные исследования по всему миру показали, что если человек постоянно ведёт активную умственную деятельность, то это становиться ключевым фактором на пути к продолжительной и здоровой жизни. Так же учёными доказано, что люди, которые ведут активную мозговую деятельность, намного меньше страдают от потери памяти или от болезней Паркинсона, Альцгеймера.
4. Быть счастливым и получать удовольствие от знаний. Ведь любое дело, которым человек занимается, должно давать результат, и от того, какой он будет, станет ясно, помогли ли приобретённые знания или нет. Если результат превосходит все ожидания, то это ли не счастье?
5. Повысит самооценку в разы. Самообразование и обучение в разных направлениях, повысит самооценку любому человеку и придаст уверенности в любом случае.
Учёные утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
Важно чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать своё собственное мнение по данному вопросу.
Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования.

Декабрь 2021