Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ НА ОСНОВЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Воронова Любовь Александровна,
Воспитатель,
«Детский сад №204 ОАО «РЖД»,
г. Абакан
Формирование патриотических чувств на основе музейной педагогики
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Известно, что детей следует приобщать к культурным традициям своего народа, а также знакомить с культурой других народов с самого раннего возраста, когда они стоят на пороге открытия и освоения окружающего мира.
Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы с дошкольниками. Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определённых знаний о нём. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства, на наш взгляд, выступает музейная педагогика. Приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.
Также музейная педагогика обладает большим потенциалом возможностей формирования и воспитания у дошкольников этнической культуры, так как она осуществляет такие функции, как образовательная, воспитательная, познавательная, социализирующая и др. Данное направление помогает по - новому осмыслить и оценить культурное наследие, которое на протяжении многих веков накапливалось человечеством. Музейная педагогика обладает огромным воспитательным потенциалом: воспитывает уважение и любовь к истории и культуре народов, героическим подвигам русского, хакасского и других народов, любовь к родной природе.
Приобщение детей дошкольного возраста к отечественной культуре осуществляется, прежде всего, через знакомство с фольклором, традициями, памятниками, историей, архитектурой. Предметы искусства и старины, коллекции, имеющие историческое значение сохраняются в музее. Музей стремится вызвать уважение к памятникам истории и культуры, способствует созданию их общественного значения и ценностного отношения, необходимости сохранения для будущего поколения.
Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музея. А для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязания. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Детский музей - это относительно новый тип музея, предназначенный исключительно для детской аудитории, он способствует приобщению будущего поколения к историческому прошлому и культурному наследию, а также воспитанию настоящих патриотов.
В целях решения этой задачи на базе нашего детского сада были созданы мини- музеи: "Хакасия - мой край родной" и "Русская сторонка" где представлены экспонаты русской и хакасской культуры
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Большую роль мы отводим семье. Семья – частица народа, у каждой семьи своя собственная история, семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традиции семьи, своего народа, прошлым края и страны. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране помогут сформировать у них бережное отношение к природе и ко всему живому, развивать интерес к традициям и промыслам, чувство гордости за достижение страны, формировать толерантность, чувства уважения к другим народам их традициям.
Большой интерес для детей и взрослых представляют выставки коллекций вещей и предметов, принадлежащих семьям воспитанников.
С большим энтузиазмом дети и родители работают над "Семейными альбомами", в которых рассказывают о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Назначение музея в ДОУ – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Считаем, что воспитание патриотических чувств дошкольников средствами музейной педагогики эффективно. В частности, создание новых экспозиций в мини - музее, экскурсии в музей, а также использование комплексных средств: художественного слова, творческой и исследовательской деятельности детей - способствуют патриотическому воспитанию.
Список литературы:
1.Ванслова Е.Г.Музей и культура / Курс для начальной школы. Программа, опыт внедрения экспериментально-методическое пособие /Е.Г. Вансалова. - М., 2005.
2. Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.П. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство - Пресс, 2002.
3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной деятельностью / С.А. Козлова. - М., 2002.
4. Материалы межрегиональной научно - практической конференции "Музей и общество". - Шушенское, 2006.
5. Пантелеева Л.В. Дети и музей / Л.В. Пантелеева. - СПб.: Детство - Пресс, 2001.
Январь 2022