Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Гетманова Ирина Николаевна,
учитель физики,
МОУ СОШ №12 п. Терек
Буденновский МО, Ставропольский край
Перед учителем физики, как и перед учителями других предметов, стоит задача: дать учащимся знания и научить применять их на практике.
Лучше узнать индивидуальные способности учеников, выявить среди них одаренных мне помогают внеклассные мероприятия по предмету.
Воспитывать – это прежде всего, вовлекать детей в общественно полезную и познавательную деятельность.
Внеурочные занятия я использую для решения задач всестороннего развития учеников, нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции. Организацией внеурочной работы по физике является связь с обязательными занятиями. Во первых- опора во внеурочной работе на знания и умения учащихся, приобретенных на уроке. Во вторых - использование всех форм внеурочной работы на развитие интереса учащихся к физике. Воспитание на уроках физики необходимо сосредоточить на приобщение учащихся к нравственности, красоте, истине и полезности. Формируя у учеников ценностное отношение к основным понятиям курса физики, я развиваю соответствующие стороны личности, побуждаю принять знания, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры. На уроках физики приобщаю учащихся к познавательным ценностям. Например, рассказывая о распространении радиоволн в атмосфере, учащихся знакомлю с представлением о том, что огибание волнами поверхности Земли обязана только дифракция. Учитывая динамику атмосферы, влияние солнечной активности на качество отражательной способности ионосферы помогли понять законы распространения радиоволн в атмосфере. Данный факт позволяет углубить понимание многих вопросов курса физики, мировоззренчески подойти к изучению Земли, осознать факт сложности в исследовании природных явлений и осуществить подготовку школьников к творческой деятельности в будущем. Приобщение к эстетическим ценностям позволяет формировать у учащихся представление о привлекательности физических явлений, об эстетике понятий, законов. Изучая опыты Фарадея, Герца, Лебедева, Кулона обращаю внимание на научную значимость этих экспериментов и на то, что они по- своему красивы. Учащиеся убеждаются в том, что где красота, там и истина. На уроках, где применяется эстетический материал, учащиеся знакомятся с глубиной и гармонией, которая определяет внешнюю красоту природы. В результате у учащихся возникает своего рода эстетическое видения мира физики.
Приводя примеры учащимся о крупнейших экологических кризисах в природе разъясняю, что глобальные экологические проблемы существуют. Ежегодно провожу внеклассные мероприятия, на которых ученики дают оценку происходящего в мире. Учащиеся обсуждают вопросы применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки. На уроке – конференции в 11 классе «Суд над ядерной энергией» особое внимание уделяю причинам и последствиям взрыва на Чернобыльской АЭС и других катастрофах в мире на ядерных объектах. На уроках физики обращаясь к материалам, связанным с биографией ученых, ученики приобщаются к ценностям творческой деятельности. На примерах научной деятельности Эйнштейна, Ландау, Сахарова и других известных ученых- физиков, у школьников формируется представление о приоритете нравственных устоев личности. Чем эстетически развит человек, тем лучше он ощущает красоту окружающего мира. Эстетическое восприятие возможно при соответствующем воспитании и оно без искусства и художественной литературы немыслимо.
В курсе физики много вопросов, которые с интересом можно проиллюстрировать из области искусства. На уроках применяю репродукции художников для того, чтобы ученики находили на них физические явления, законы и умели их объяснить. Используя исторический материал по физике, связанный с искусством, который содействует эстетическому воспитанию школьников, оказывая при этом эмоциональное воздействие. Данный материал позволяет увидеть, как относились к театру, живописи, музыке, литературе физики мира и какое влияние искусство оказало на ученых. Ученики знакомятся с материалом о литературном таланте, поэтическим даром и чувством юмора Максвелла. Столетов в юные годы с увлечением занимался музыкой и она стала его спутницей на всю жизнь, Эйнштейн играл на скрипке с шести лет. Этот материал позволяет школьникам увидеть богатство духовного мира выдающихся ученых.
Большую роль в воспитании играет вооружение техникой учебной работы, так как это дисциплинирует, повышает эффективность труда, создает ситуацию успеха. Форму работы с детьми определяют средства, а значит разнообразие источников, столь важных для развития учащихся. Никому не дано определить, сумму знаний, которая необходима сегодняшнему ученику в его будущей жизнедеятельности. Поэтому важной задачей стоит содействие формированию личности, способной ориентироваться в потоке новой информации.
Библиографический список.
1.         Дьяченко В.К. Обучение по способностям. М.: Народное образование,1994.
2.         Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2010.
3.         Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М: Педагогическое общество России, 2000.

Январь 2022