Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ТЕХНИКУМЕ

Невинных Светлана Анатольевна
педагог-психолог
Лебедев Юрий Геннадьевич
преподаватель специальных дисциплин
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции:
1. источник эмоциональной поддержки;
2. носитель властных полномочий и "распорядитель" жизненных благ;
3. пример для подражания (то есть носитель совокупности эмоционально-когнитивных особенностей, мировоззренческих и ценностных установок, а также соответствующих поведенческих паттернов, репертуаров и стратегий, обычно применяемых как в различных ситуациях как внутри семьи, так и вне ее);
4. источник жизненного опыта.
Благополучное протекание подросткового возраста очень во многом зависит от того, насколько полно эти функции реализуются. При определенных нарушениях взаимодействия между подростком и семьей реализация может давать "сбои", что способно повлечь за собой различные по тяжести и последствиям дезадаптивные состояния. При этом чаще всего каждое из нарушений негативно сказываться сразу на нескольких функциях.
1. Девиантное поведение старших подростков возникает в дисфункциональной семье, которая по своей природе задаёт кризисное прохождение подростком критического возрастного периода.
2. Семейная дисфункция определяется не только сбалансированностью семьи по параметрам сплочённости и гибкости, но и характером взаимоотношений в семье, содержанием межличностных конфликтов, способами их разрешения, родительскими установками отца и матери.
3. Девиантное поведение старшего подростка может рассматриваться как форма протеста против нарушенных взаимоотношений и конфликтной ситуации в семье, против воспитательных воздействий родителей, и этот протест можно с полным основанием рассматривать как активную форму личностной защиты.
4. Семья, как хорошо функционирующая система, не только сама развивается в критический период развития подростка, но и создаёт условия для развития его личности.
5. Конструктивному прохождению подростком критического периода развития способствует установления в семье диалога как формы межличностного общения.
6. Для удовлетворения актуальных потребностей старшего подростка важно, чтобы родители соблюдали меру вовлечённости и доминирования в семейных взаимоотношениях, чтобы их родительские установки были согласованы между собой и соответствовали возрастным особенностям подростка.
Отмечается, что одной из основных причин девиантного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. "Трудный" подросток, как правило живет в "трудной" семье. Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная, асоциальная. Г.П. Бочкарева в основу классификации неблагополучных семей кладет содержание переживаний ребенка, его благополучие:
- o семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны к своим детям, подавляют их волю;
- o семьи, в которых нет эмоционального контакта между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
- o семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальную деятельность.
А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семейном воспитании:
- o гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
- o гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
- o ситуация создания "кумира" семьи. Для нее характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала его за весьма скромные успехи;
- o ситуация создания "золушек" в семье, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Поступая в техникум подросток оказывается в еще одной так называемой «семье» - учебной группе. Где в роли родителя и наставника выступает куратор группы и мастер производственного обучения, что безусловно влияет на дальнейшее изменение и рост личности обучающегося и может положительно влиять на уход от негативной модели поведения. Что систематически наблюдается в образовательной организации, вчастности по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», реализуемая в ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум». Для формирования гармоничной личности у обучающегося в техникуме используются обучение ФГОС по ТОП-50, который включает: профессиональный стандарт, устанавливает виды деятельности и профессиональные компетенции, демонстрационный экзамен и д.р.
Уроки теоретического обучения и практические навыки по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», вызывают активный интерес к будущей профессии у обучающихся, в следствии чего они приобретают навыки профессиональной деятельности, погружаются в учебный процесс и можно наблюдать улучшение поведения подростков и снижаются негативные семейные установки.
Выпускники техникума, освоившие программу «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» обладают рядом общими компетенциями (ОК 01-11) профессиональными навыками: выбирать способы решения задач, осуществлять поиск, анализ информации; планировать профессиональное и личностное развитие; умение работать в коллективе и команде; осуществлять письменную и устную коммуникацию; проявлять гражданско- патриотическую позицию; содействовать сохранение окружающей среды; сохранять и укреплять здоровье; пользоваться профессиональной документацией; планировать предпринимательскую деятельности в профессиональной сфере.
Таким образом деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Но педагогический коллектив образовательной организации способен снизить влияние негативных факторов на несовершеннолетнего.
Список использованной литературы:
1. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / под ред. В.А. Никитина. – М., 1996. – 147 с.
2. Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. – М.: Наука, 1987. – 182 с.
3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016г.
№ 1568 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта профессионально образования по специальности23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477346/
Январь 2022