Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Вялых Екатерина Витальевна,
учитель английского языка,
МБУ «Школа №72»,
г.Тольятти
Российское образование в настоящее время реализует концепцию подготовки грамотного компетентного специалиста, реализующего свои способности в будущей профессиональной деятельности, которое невозможно без улучшения и совершенствования системы обучения. Организация совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовой общеобразовательной школы – одно из наиболее значимых проблем образовательного процесса. 19 декабря 2014 года был утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В процессе реализации обучения, воспитания и развития осуществляется коррекция здоровья учащихся с ОВЗ в условиях дифференциации обучения в классных школьных коллективах, с учетом возрастных особенностей, создании оптимальных возможностей для эффективной деятельности всех обучающихся, в трансформации содержания, методов, форм обучения учитывающих персонифицированные особенности.
Актуальность дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ при реализации школьной программы заключается в формировании у обучающихся необходимых компетенций, направленных на реализацию активного образа жизни в семье и социуме (социализации в обществе). Дифференцированный подход в обучении означает внимание к творческой индивидуальности в условиях обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Раскрыть индивидуальность, с ее помощью проявить и обрести устойчивость ребенку. Для реализации этой цели необходимо использовать субстанцию, способствующей развитию личности ученика, успешному усвоению каждым учеником учебной программы, динамичную систему классовой, групповой и индивидуальной работы обучающихся – дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ. (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.)
В школьной практике широко применяются термины «дифференцированное обучение», «индивидуальное обучение», «надомное обучение» и другие. Эти понятия нередко используются как синонимы, вместе с тем в содержании каждой из этих категорий имеются свои существенные признаки:
- дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, поднять уровень развития «слабого» до уровня способностей «сильного»;
- индивидуальное обучение – это полноценный процесс обучения, аналогичный учебе в обычной школе;
- надомное обучение – способ получения образования, предполагающий изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах).
Разные виды дифференцированного подхода могут быть реализованы процессе организации образовательной деятельности на уроке:
·          Фронтальная – все ученики группы выполняют общее задание;
·          Групповое – все ученики группы разделены на группы и каждая из них, делает (решает) свое задание;
·          Персональная – обучающиеся выполняют индивидуальные задания с помощью учителя или автономно без консультаций учителя;
·          Внутригрупповая – ученики в каждой группе объединяются по индивидуально-психологическим особенностям или степени подготовленности и выполняют свои задания.
Реализация дифференцированного подхода в школьной образовательной среде требует от учителя знания возможностей детей с ОВЗ, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение школьного кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса обучающихся к познавательной деятельности, формирует позитивную мотивацию от образовательного процесса.
Таким образом, новая образовательная парадигма направлена на личность обучающегося, ее развитие посредством образования, стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на персонифицированное развитие детей с ОВЗ.
Январь 2022