учитель – логопед,
Булахова Ольга Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №57»,
г. Воронеж
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества.
Одно из важнейших направлений деятельности современного Российского общества – всестороннее развитие каждого конкретного ребенка.
Результаты современных психолого- педагогических исследований убедительно доказывают необходимость реализации индивидуального подхода не только в обучении, но и в воспитании детей. Исследования в области физиологии, психологии свидетельствуют о необходимости учета в процессе воспитания нейродинамических характеристик ребенка, типов восприятия информации, темперамент и другие личностные характеристики.
Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые в недалеком прошлом программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные особенности детей.
В настоящее время в связи с переходом к новой субъект-субъектной модели взаимодействия педагога и ребенка, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, актуальным становится вопрос об индивидуальном подходе в воспитании в условиях ДОУ, его реализации на практике.
Исторически сложились различные подходы к пониманию сущности воспитания. Изначально воспитание понималось с социологической точки зрения, а именно как управление процессом социального развития личности через общение и практическую деятельность. Смысл воспитания в рабовладельческом обществе Древней Греции заключался в том, что раб брал за руку сына своего господина и вел его в школу. Обучение ребенок получал в школе, а управление его деятельностью и поведением осуществлял взрослый, воспитывая в нем навыки самоорганизации.
Вскоре значение греческого слова стало трактоваться философски - «вести ребенка по жизни», обогащать его социальное развитие, способствовать формированию нравственного человека.
При определении подходов к понятию «воспитание» также большую роль играют связи теории воспитания с другими отраслями научного знания.
С социальной точки зрения воспитание- это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
С психологической точки зрения воспитание- это процесс целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с ним.
Педагогические подходы в настоящий момент представляют собой целостное, осмысленное знание о гармоническом развитии личности ребенка в процессе организации педагогического взаимодействия.
В его основе лежат идеи системного, культурологического, деятельностного, социального, аксиологического, индивидуального подходов.
Но прежде чем, перейти к рассмотрению современных подходов к воспитанию, дадим характеристику традиционного (авторитарного) подхода.
Традиционно под воспитанием принято понимать: процесс передачи жизненного опыта старших поколений – младшим. Стремление поставить воспитание на службу государству и определенной идеологии, привело практически к забвению этой традиционной функции. Воспитание стали трактовать, как целенаправленное формирование личности с заданными свойствами нужной и полезной обществу.
Как известно, объективным законом воспитания является закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе системного подхода к развитию личности, который разрабатывали такие ученые, как Н.Т.Абрамова, В.Г.Афанасьев, Т.А.Ильина, В.Д.Шадриков. Системный подход также употребляется в более широком значении, ориентируя педагога-исследователя на раскрытие целостности объекта, выявлении его связей и отношений. Объектом исследования может быть не только ребенок, но и воспитательная деятельность, работа в образовательном учреждении и т.д. Поэтому системный подход позволяет изучать и разрабатывать систему воспитания и обучения, характеризуя цель, содержание, средства, методы во взаимосвязи друг с другом- как целостный процесс.
Деятельностный подход, который развивали ученые И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, предполагает направленность всех педагогических мер на организацию разнообразных видов деятельности, начиная с общения в раннем возрасте и заканчивая элементами учебной деятельности в школьном дошкольном возрасте. В каждом периоде возрастного развития усвоенные виды деятельности не теряют своего значения: только через деятельность ребенок усваивает науку и культура, способы переживания, познания и преобразования мира. Особенности и успешность прохождения отдельных стадий личностного развития зависят от участия ребенка в деятельности. Степени активности и интереса к ней, а также от характера и направленности самой деятельности. По Л.И.Божович, ведущая деятельность определяет психическое развитие детей в определенный возрастной период, возникновение и формирование основных психологических новообразований личности.
Социальный подход в воспитании обозначает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребенка вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребенка и общества. Социальный подход в воспитании пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, связанные с осознанием своего места в семье, группе и социуме, отношениями с людьми, познанием и преобразование окружающего мира.
Аксиологический подход к воспитанию заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде, оказывающей влияние на формирование ценностных ориентация личности ребенка.
Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания с учетом основных положений этнопедагогики и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях общечеловеческой и национальной культуры. Так, в концепции, развиваемой русскими философами Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, П.Ф.Флоренским, человек предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. При этом человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.
К. Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Н. К. Крупская в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание». Советы Н. К. Крупской ориентируют педагога – воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.
А. С Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
С 1980-х гг. идея индивидуального подхода разрабатывалась такими учеными, как К.А.Абульханова, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович.
Проблема индивидуального подхода к детям решается и в ХХI веке, но без знаний педагогом психологии она не может быть решена успешно. Отечественные психологи А.А. Люблинская, А.Н.Леонтьев, А.Г.Ковалев, Я.И.Ковальчук, А.В.Запорожец и другие исследователи рассматривали проблему индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.
Индивидуальный подход предполагает, что осуществление педагогического процесса происходит с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.
Для воспитателя важно помнить, что у детей любого темперамента можно развить способности, интерес к активному и здоровому образу жизни. Так, в планировании деятельности можно воспользоваться такими положительными качествами сангвиника, как активное отношение к обучению, труду. Особое внимание стоит уделять детям-меланхоликам, который имеют слабый тип нервной системы и не переносят сильных воздействий. Детям-флегматикам, как правило, обычно уделяется мало внимания, так как они спокойны, внимательный, но у таких детей может возникнуть полное безразличие к любой деятельности, вялость, поэтому необходимо воспитывать у них эмоциональное отношение к специально организованным взрослыми воспитывающим и обучающим ситуациям. К детям-холерикам, наоборот, часто применяют меры сдерживающие их темперамент характера, поскольку они торопливы, несдержанны.
В основе индивидуального подхода лежит система гуманных отношений педагога с детьми, которая состоит из трех взаимосвязанных элементов: понимание, признание и принятие ребенка.
Понимание - проникновение во внутренний мир ребенка. Оно осуществляется с помощью чувств и логики. Понимание детей очень затруднено по одной единственной причине: педагог уже взрослый, а ребенок еще нет. Поэтому профессиональная обязанность воспитателя - «возвращаться в детство». В таком случае ему будет понятно, почему воспитанник ведет себя так, а не иначе, почему он такой, какой есть. И почему не может быть другим.
Таким образом, понимая, признавая и принимая ребенка педагог проявляет уважение к нему, его мыслям, чувствам, переживания, правам и свободам. Относясь с уважением к каждому своему воспитаннику, к тому, что составляет детские ценности, воспитатель показывает детям, что любит и ценит их. Процесс воспитания в таких условиях становится эффективным.
Современная психология занимается проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Всем известно, что личность – это индивидуальное, неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному ребенку и отличающих его от всех других детей. Для формирования личности, имеет большое значение темперамент ребенка, он помогает ему приспособиться к изменяющимся условиям, сказывается на активности, работоспособности, уравновешенности поведения. В процессе воспитания и обучения у ребенка формируется характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности. Основными условиями становления характера являются – целенаправленная деятельность и единые требования поведения ребенка, как в публичном месте, так и дома, в семье.
Как уже отмечалось ранее, разностороннее, гармоничное развитие ребенка является одной из важнейших целей воспитательного процесса. Существует прямая зависимость между физическим, нравственным, умственным и эстетическим развитием ребенка.
Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что влияет на умственное развитие, формирование характера ребенка, обеспечивает охрану и укрепление здоровья.
В нравственном воспитании у детей- дошкольников формируются моральные нормы, опыт поведения, отношение к окружающим людям, формируется воля. Нравственное воспитание, также, как и физическое, формирует характер ребенка.
Умственное воспитание формирует интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.
Эстетическое воспитание - это важнейшая часть развития ребенка, оно способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.
Таким образом, знание воспитателем особенностей, склонностей, интересов и возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого необходимо постоянное изучение детей, выявление уровня развития каждого, темпа его продвижения вперед, поиски причин возможных неудач, планирование и решение конкретных задач, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков, является органической частью педагогического процесса, помогает вовлечь всех детей в активную деятельность.
Данный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты дифференцированного подхода к детям:
- понимание, признание и принятие детей;
- любовь к детям;
- основательные теоретические знания;
- способность педагога размышлять и умение анализировать.
Список источников и использованной литературы:
Нормативные правовые акты:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Минобрнауки от 17.10.2013
Научная литература:
2) Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб.пособие для студ.учреждений высш.образования /Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева.- 4-е изд.,стер.- М.: Изд.центр «Академия», 2016.- 208с.- (Сер. Бакалавриат)
3) Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организац.-метод. аспект / М. Д. Маханева. - М.: Сфера, 2012 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 56 с.
4) Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2014. — 624 с. — (Сер. Бакалавриат).
5) Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб пособие для студ.пед.колледжей.-М:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.-400 с.