Высшая школа делового администрирования
Конференции

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Петухова Татьяна Анатольевна
воспитатель
МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо»
город Йошкар – Ола
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Экспериментирование наиболее успешный путь ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы, самого себя. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Задача взрослого – создавать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на свои вопросы. Учитывая актуальность значения, которая имеет исследовательская деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, большое значение имеет организация опытно - исследовательской работы. В которой дети через практические действия с предметами учатся обследовать предметы и явления с разных сторон, что способствует накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
В Йошкар – Олинском детском саду № 5 «Обыкновенное чудо», в подготовительной группе «Чудо-град» проводится кружок «Мы исследователи».
Кружок разработан на основе программы «от рождения до школы» ФГОС, Веракса, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, 2014г, с использованием литературы: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
Актуальность программы кружка «Мы исследователи» заключается в том, что детское экспериментирование - как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством не только познавательного развития, но и развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель кружка создание условий для развития познавательной активности детей подготовительной к школе группе через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
5. Воспитывать у детей умение работать в команде, побуждать к взаимодействию друг с другом, воспитателем, проявлять внимание к интересам и запросам друг друга.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Оборудование детской лаборатории:
• приборы - «помощники»: микроскоп, лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
•природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
•утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
•медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
•прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Кружок «Мы исследователи» проводится в форме занимательных игр - занятий с элементами экспериментирования.
Используются игровые приёмы:
• моделирование проблемной ситуации;
• повтор инструкций;
• выполнение действий по указанию детей;
• «намеренная ошибка»;
• проговаривание хода предстоящих действий;
• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Систематическая работа с детьми способствует формированию у детей умения проводить элементарные и доступные эксперименты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, решать проблемные ситуации в процессе экспериментальной деятельности. Дети получают знания о физических свойствах живой и неживой природы (вода, воздух, песок и бумага и т.д.), о самом себе. Ребята учатся работать в команде, взаимодействовать друг с другом, воспитателем, проявлять внимание к интересам и запросам друг друга.
Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Литература:
1. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей» изд. – 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – Москва 2012г.
5. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира // Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л.Н. Прохоровой. – Владимир, ВОИУУ, 2001г.
6. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. ТЦ Сфера, 2010.
8. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек. Издательство: Речь, 2010г.
Январь 2022