Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Целовальникова Татьяна Алексеевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 140»
г. Воронеж
Орещишина Вера Владимировна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 34»
г. Воронеж
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Обучение азам арифметики дошкольников является одной из основных задач образовательной деятельности в детском саду, в любых программах, начиная от самых первых и кончая огромным их разнообразием в нынешние дни.
Математическая подготовка в детском саду ориентирована на умственное развитие дошкольника, цель, которого сформировать представления и начальные знания о количестве, величине, форме, пространстве и времени. Немалую часть математической подготовки занимает арифметическое содержание: ознакомление с цифрой, усвоение понятия натурального числа, счет, количественные и порядковые характеристики, операции с множествами основанные на сравнительной и счетной деятельности.
В старшей группе большое внимание уделяется обучению детей счету конкретных совокупностей, формированию значений количественной составляющей, числах в пределах 10; образованию чисел, независимости числа от качественных признаков предметов счета, связям и отношениям между смежными числами, то есть усвоение принципа построения отрезка натурального числа. Обучение счету затрагивает знакомство с цифрами, различные операции с множествами, усвоение принципа построения натурального отрезка числа.
Построение модели натурального ряда чисел возможно после того, как дети освоятся с процессом установления взаимно однозначного соответствия между множеством предметов, его числовой характеристикой и цифровым обозначением этой количественной характеристики.
По мере усвоения все большего числа цифр и счетной деятельности, вводится счет в прямом порядке и обратное название цифр, вначале с опорой на цифровое обозначение, затем на слух. Следует заметить, что умение называть числа в обратном порядке, как считают многое педагоги-методисты, является базовым для обучения ребенка процессу отсчитывания, поэтому необходимо формировать такое умение, но формулировать задание следует в виде: «Назови числа в обратном порядке». (А не «посчитай»). Таким же образом формулируются задания: «Назови числа от 9 до 5» и т. п. Важно, чтобы в речи детей отражались связи между количеством движений, звуков, предметов, воспринимаемых зрительно или на ощупь («5 раз подпрыгнул, потому что на карточке 5 кружков», «Я подбросил мяч 6 раз, потому что услышал 6 звуков» и т. п.).
Дети должны усвоить значение количественных и порядковых числительных. Необходимо дифференцировать значение вопросов, «какой?», «который?», «какой по счету?» и учить согласовывать слова количественные и порядковые в речи, понимать вопросы: «Сколько?» (об общем количестве предметов), «Который?» (о месте предмета среди других, например, третий, пятый) [1, 50].
Для осознания ребенком количественного показателя числа полезно предлагать игровые задания, где каждое число включает определенное количество единиц. Педагог помогает детям анализировать группы предметов по их различным признакам (качествам), а потом единицы, из которых состоит число, то есть разъясняет детям отношение числа к единице и количество единиц в этом числе.
Обучение дошкольников измерению дает им практическое умение считать непрерывные величины (сыпучие, жидкие, протяженные), а необходимость в этом возникает постоянно. Целесообразнее начинать с измерения объема сыпучих тел, а далее знакомить с измерением длины предметов. При таком сочетании занятие идет эффективней, так как процесс измерения сыпучестей интереснее, чем измерение протяженностей. А измерение объема сыпучих тел менее трудоемко, чем измерение объема жидкости. Разнообразие заданий зависит от творчества и изобретательности педагога, а также от возможности освоения их детьми.
Обучение детей простым арифметическим действиям имеет свою основную базу в обучении детей счету. Решение простых арифметических задач активно закрепляет умение детей вести пересчет, присчитывании, отсчитывание.
На занятиях по формированию ФЭМП используются вербальные упражнения на прямой счет, называние цифр в обратном порядке, счет вразброс в пределах 10. Самым интересным и занимательным для детей является решение, а потом и составление простых задач с применением цифр, счета, знаков. Такого вида упражнения берутся через одно - два занятия.
Задания на сравнение рядом стоящих чисел, логические упражнения с цифрами и не только, отрабатываются на занятиях и в свободное время с помощью игр и игровых ситуаций сначала на наглядном материале, а затем на основе этого сравниваются непосредственно сами цифры, обязательным образом проговаривая в речи.
Обязательным условием выполнения программы в старшей группе являются графические упражнения - умение печать цифры и знаки. Для запоминания и закрепления прямого счета и обратного называния цифр в пределах 10 используются такие виды упражнений как: прямой счет, счет в разброс, счет по два, счет по остановке, начни считать, с какого числа я скажу и другие. Эти же упражнения можно проводить с мячом.
В свободное время дети составляют количественную модель натурального ряда при помощи кубиков из «Уникуба» (цветовое решение может иметь различные варианты), из счетных палочек, спичек, плоскостного конструктора. Важно чтобы дети усвоили, что каждый последующий ряд выстраивается на единицу больше.
Литература:
1.         Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников. Серия «Библиотека учителя» /А.В. Белошистая - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 256 с.
2.         Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. Составители Л.А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.
Январь 2022