воспитатель
МАДОУ"Детский сад №250
г. Челябинска"
Современный руководитель ДОУ (заведующий) - это специалист, эксперт- аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать экспериментальную работу в своем детском саду, владеющий новыми информационными технологиями, работающий творчески, не формально, и ставит перед собой задачу совершенствования планирования.
Планирование - это основа успешной и эффективной работы дошкольного образовательного учреждения.
Тщательно разработанный план позволяет выполнить работу более качественно.
Среди основных приемов работы по совершенствованию планирования можно назвать:
· Изучение новинок литературы по маркетингу и менеджменту в системе образования;
· Совместное составление планов работы с воспитателями и специалистами;
· Детальный анализ работы ДОУ, выявление причин недостатков и невыполнения тех или иных решений;
· Личную заинтересованность руководителя в планировании работы на год;
· Коллективные обсуждения планов на методических мероприятиях;
· Создание выставок по планированию;
· Грамотное определение целей — целеполагание, их иерархию;
· Разработку конкретных мероприятий для решения поставленных целей;
Полностью согласна с мнением, что годовой план - это "живой" рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением.
Иногда с течением времени на первый план выступает вид работы, который не был ранее запланирован.
Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступить от раннее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить (прежде всего себе), почему так надо поступить.
Годовой план детского сада является координированной системой решений, рассчитанной на обеспечение эффективной деятельности ДОУ.
В контексте научного подхода к осуществлению планирования сложился ряд требований к годовому плану.
Такими требованиями стали:
· Целеустремленность;
· Экономичность;
· Алгоритмизация;
· Максимальная ясность;
· Единство;
· Непрерывность;
· Последовательность;
· Системность действий;
· Точность и гибкость;
· Дифференцированность целей по значимости.
Таким образом: Эффективность годового плана зависит от умения руководителя ДОУ (заведующего) увидеть в перспективе весь комплекс необходимых работ, всю логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий. Поддерживаю мнение, что одним из путей интенсификации и оптимизации процессов прогнозирования и планирования является самопланирование работы всех подразделений ДОУ.
Все специалисты самостоятельно планируют мероприятия и пути выполнения поставленных задач.
Делаю вывод:
Задача руководителя ДОУ (заведующего) и старшего воспитателя — обучить всех участников педагогического процесса наиболее эффективным методам планирования работы всех звеньев с учетом достигнутых конкретных результатов. Это позволяет повысить мотивацию планирования и эффективность планов.
Поддерживаю мнение, что в годовом планировании есть преимущества и так же присутствуют недостатки.
SWOP - анализ
Сила
Слабость
Анализ выносится в отдельный раздел, на основании которого ведется дальнейшая разработка следующего годового плана ДОУ:
· степень выполнения годового плана по каждой отдельно поставленной задаче;
· анализ предметно–развивающего пространства и наполнение методического кабинета;
· степень реализации мероприятий по укреплению здоровья воспитанников и результаты мониторинга физического развития детей;
· результаты выполнения основной образовательной программы ДОУ по всем направлениям развития;
· уровень готовности воспитанников выпускных групп к школе;
· анализ работы административно-хозяйственного корпуса.
Нет четкой модели, годовой план слишком абстрактен.
Один годовой план работы ДОУ включает 2-3 задачи. Каждая задача должна быть достаточно краткой и весьма точно сформулированной, а также:
· иметь поэтапный механизм достижения результата;
· иметь возможность получить конкретную оценку после достижения результата;
· иметь конкретное обоснование или причины ее постановки.
Некорректные сроки реализации отдельных этапов годового плана.
В разделе обязательно указывается количественный и качественный состав педагогических кадров, после чего определяются основные направления работы по совершенствованию работы персонала. Раздел содержит следующую информацию:
· перечень педагогических советов с указанием примерных тем;
· мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров ДОУ;
· планирование семинаров, тренингов, курсов самообразования;
· планирование методической работы.
Неравномерное распределение обязанностей между исполнителями отдельных разделов годового плана.
Взаимодействие с родительской общественностью (родительские собрания, круглые столы, участие родительского комитета в решении важных вопросов);
Годовой план перегружен второстепенными деталями.
Работа с общеобразовательными учреждениями (на базе Соглашения о сотрудничестве ДОУ и СОШ);
Отсутствует система и последовательность этапов.
Взаимодействие с другими общественными учреждениями.
В годовом плане отсутствуют четко обозначенные цели и задачи.
Промежуточный мониторинг:
Позволяет проводить оценку промежуточных и итоговых результатов реализации образовательных программ. В раздел включены:
· оценка индивидуального развития ребенка;
· анализ групповой работы;
· планирование форм внутреннего контроля (экспресс-диагностика, длительный мониторинг педагогической деятельности).
Нет контроля в процессе реализации плана, отсутствует самоконтроль на местах.
Административно - хозяйственная часть:
· аттестация педагогических работников и рабочих мест;
· документооборот;
· охрана труда;
· организация питания и т.д.
В начале учебного года на производственном совещании не происходит обсуждение отдельных компонентов годового плана, а при необходимости в него не вносятся коррективы.
Организация и проведение ремонтных работ.
После окончательного утверждения годового плана, начинается работа по его реализации. Однако не происходит регулярного обсуждения его выполнения с педагогическим коллективом на разных этапах работы.
Материально - техническое обновление.
У педагогов нет четкого представления не только о своих задачах, но и об общих целях и направлениях работы учреждения.
Утверждение сметы и штатного расписания.
В методической литературе и в практической деятельности руководителей ДОУ (заведующего) сложились разнообразные формы написания плана работы на год. Он может оформляться в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме:
ü схематично-блочной;
ü календарно-месячной;
ü цикличной;
ü поквартальной;
ü в виде циклограммы и т. д.
Годовой план дошкольного образовательного учреждения - это плановый документ, определяющий работу ДОУ на учебный год и ориентирован на повышение качества образования.
Выводы: Выявленные недостатки, затруднения, проблемы дошкольного учреждения будут условиями для определения годовых задач на следующий учебный год.
Составление годового плана работы ДОУ – ответственное дело, которое не терпит спешки и суеты. Чем более ответственно подойти к разработке этого документа, тем легче потом будет осуществить контроль над работой всех структур образовательного учреждения и получить возможность выявить слабые и проблемные места на ранних стадиях.
Помните, грамотное планирование экономит самый дорогой ресурс – время!
ЧЕК - ЛИСТ
Самоанализ планирования работы ДОУ и исполнения плана.
Дата экспертизы_________________
№
Параметры
Числовое значение
1.
Был ли качественным план работы ДОУ.
2.
Позволял ли план достичь целей, насколько был реальным. Удалось ли его выполнить.
3.
Была ли эффективной работа ДОУ, если бы к планированию привлекались сотрудники.
4.
Обеспечивал ли план взаимодействие и скоординированность усилий всех участников педагогического процесса, направленность их внимания на достижение целей.
5.
Ставились ли воспитателям индивидуальные цели работы на год.
6.
Была ли эффективной работа по направлению "управление по целям".
7.
Была ли действенной работа педагогического совета, других органов коллективного управления.
8.
Была ли действенной оперативная организаторская работа, проводимая администрацией через оперативные, производственные и другие деловые совещания.
9.
Рационально ли распределены в ДОУ ответственность и полномочия между руководителями всех уровней.
10.
Обеспечивает ли распределение прав и обязанностей эффективное управление коллективом и выполнение целей ДОУ.
11.
Правильно ли были выделены объекты для контроля.
12.
Удалось ли охватить контролем все существенные вопросы для выполнения целей ДОУ.
13.
Был ли контроль своевременным (регулярным и предупреждающим) и компетентным.
14.
Были ли компетентными, качественными и своевременными последующий анализ и меры по регулированию воспитательно-образовательного процесса.
15.
Был ли контроль действенным, т.е. можно ли было достичь данных результатов без контроля, анализа и последующего регулирования.
Числовые назначения:
1. -не подтверждается
2.- скорее подтверждается
3. -подтверждается
Ф.И.О.________________________________________________________
Используемая литература
1.Белая К.Ю." Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы работы" М. 2005г.
2. Троян А.Н. "Управление дошкольным образованием" М.,2006г.
3. Дереклеева Н.И."Справочник завуча" Москва "ВАКО"2006г
4. Школяр Л.В. Савенкова Л.Г. "Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование"Образование М.2014г.
5.Белая К.Ю. "Технология составления годового плана работы ДОУ". Методическое пособие. ФГТ в ДОУ. 2009г.