Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Лазутина Татьяна Викторовна
Воспитатель
МБДОУ д/с № 19
г. Белгород
В современном мире наблюдается тенденция: границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более агрессивными, жёсткими. Мужчины наоборот стеснительными и боязливыми. Такое поведение берет начало с дошкольного детства, когда ребёнок проходит этап гендерной социализации. Именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли. Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, понимание ими роли мальчика и девочки, мужчины и женщины в обществе, семье, что позволит сформировать правильную модель поведения.
Формы и методы работы с детьми, применяемые в современном ДОУ, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек, и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, это связано с увеличением количества неполных семей, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Педагог-женщина не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Педагоги дифференцируют мужские и женские качества в соответствии с традиционными гендерными установками.. Важными для девочек называются такие качества, как доброта, женственность, мягкость, качества, необходимые в общении с другими людьми, а для мальчиков – твердость, целеустремленность, выносливость. Так, для мальчиков устанавливаются более жесткие рамки в отношении прически и поведения, а для девочек – в отношении аккуратности, опрятности внешнего вида. Первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях.
При организации педагогической деятельности с мальчиками рекомендуется делать упор на визуальную информацию, располагать её в вертикальном направлении; допускать абстрактные рассуждения при объяснении материала; обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия; организовывать диалоги и дискуссии; особое внимание обращать на логичность и доказательность рассуждений; организовывать самооценку деятельности, организовывать работу в парах.
При организации педагогической деятельности с девочками предлагается располагать визуальную информацию в горизонтальном направлении; задействовать речевые способности учащихся; использовать коллективные формы работы; обязательно комментировать ход и результаты образовательной деятельности; использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу.
Основной задачей полового воспитания детей дошкольного возраста является необходимость закладывать основы понимания, осознания и принятия особенностей своего гендера; воспитывать у дошкольника коммуникабельность, толерантность и доброжелательное отношение к окружающим людям, к противоположному полу; обогащать знания о своей семье, роде, семейных традициях.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Дидактические игры способствуют формированию гендерной социализации и идентичности дошкольника. В процессе игры ребёнок узнаёт об особенностях внешнего вида, одежды, этике поведения каждого пола и использует эти знания, формируя на их основе личное поведение, соотнося себя с определённым полом. Игра «Хорошо или плохо» учит детей анализировать поступки детей, учит правильному взаимоотношению между мальчиками и девочками. Дидактическая игра «Одень мальчика» и «Одень девочку» формирует знания об одежде, характерной для каждого пола. Дидактические игры «Женские и мужские профессии», «Профессии и инструменты труда» знакомят детей с миром профессий. Коммуникативные игры способствуют формированию гендерных качеств у детей, развитию чувства эмпатии и уважения к противоположному полу, чувства взаимопомощи и поддержки, развивают культуру взаимоотношений с противоположным полом. Игра «Комплименты» учит детей говорить добрые слова друг другу, игра «Пожелания» развивает умение дружить, взаимоподдержку, желание прийти другу на помощь. Подвижные игры способствуют развитию физических навыков: выносливости, ловкости, а также формируют умение взаимодействовать с противоположным полом в процессе игры. Русские народные подвижные игры «Плетень», «Карусель», «Ручеёк» так же формируют гендерную принадлежность дошкольников, закладывают основы «женского» и «мужского» поведения. Таким образом, в организации игровой деятельности необходимо организовывать совместные подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры с выполнением ролей: мамы – девочки, папы – мальчики, врача – мальчики и девочки, повара – мальчика и девочки, стилиста – мальчика и девочки, продавца – мальчика и девочки.
На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они тщательнее и ровнее разукрашивают, лепят из пластилина мелкие детали, с помощью кисточки создают удивительные образы, а мальчики делают размашистые линии, им сложно разукрасить рисунок, не выходя за пределы контура рисунка. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился пользоваться ножницами, красиво разукрашивать, конструировать. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось добиться, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Знакомство с художественной литературой так же опирается на гендерный подход.
Восприятие ребенком произведений художественной литературы направлено на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт дошкольника. Художественные произведения для детей являются одним из важнейших культурных источников для гендерной социализации ребенка. На примере сказочных героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль.
Неразрывно с художественной деятельностью связана театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность раскрывается творческий потенциал ребенка. Театральное искусство близко и понятно детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Таким образом, гендерный подход реализуется комплексно, через все виды педагогической деятельности в ДОУ, через реализацию всех образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, речевого и физического развития. Только при взаимодействии ДОУ, семьи и социальных институтов общества возможна реализация гендерного воспитания дошкольников.
Список использованной литературы
1. Татаринцева Н.Е. Поло ролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М., 2013. – 176с.
2. Нищева Н.В. Гендерное воспитание дошкольников на современном этапе. СПб.:ООО Издательство «Детство Пресс», 2019. - 176с.
3. Градусова Л.В. Гендерная педагогика.М.:Издательство «Флинта», 2011. – 175с.
4. Под редакцией Л.Н.Волошиной; рец.:Л.В.Трубайчук, С.А.Хаустова: Актуальные проблемы дошкольного образования. – Белгород: ГиК, 2011.
5. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. М.,Творческий центр «Сфера», 2010.
Январь 2022