Конференции

    МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

    Дмитриева Вероника Андреевна,
    учитель начальных классов,
    МБОУ СОШ №4,
    г.Апатиты
    Проблема двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) — одна из наиболее значимых в специальной педагогике, психологии и физиологии адаптивного физического воспитания и спорта. Она становится все более важной для практики воспитания всесторонне развитой личности, так как непосредственно связана с целым комплексом проблем: подготовкой особого школьника к жизни и труду, выбором профессии в соответствии со склонностями, способностями и возможностями, ориентацией и отбором для занятий определенными видами спорта.
    Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности (далее КС), развитию которых уделено большое внимание в программах физического воспитания учащихся с ОВЗ. Термин КС введен относительно недавно, в прошлом применялся термин «ловкость». Подразумевалось, что ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
    Однако многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным и нечетким, ввели в теорию и практику термин КС, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию. Рассмотрим понятие КС, основные критерии их оценки, виды и показатели этих способностей с позиции системного подхода и многоуровневой теории управления движениями, разработанной советским психофизиологом Н.А.Бернштейном (1896–1966).
    В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие «координация движений» — «организация управляемости двигательного аппарата» (Н.А.Бернштейн, 1957).
    При определении понятия КС принципиальным является вопрос: каковы критерии оценки этих способностей? Результаты многолетних исследований позволяют сделать следующие обобщения: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики. Рассмотрим эти признаки подробнее.
    Правильность выполнения двигательных действий имеет две стороны: качественную, названную Н.А.Бернштейном (1946) адекватностью, которая заключается в приведении движения к намеченной цели, и количественную — точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи.
    Следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений; точность реакции на движущийся объект; целевую точность, или меткость.
    Быстрота как критерий оценки КС выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.п.
    Рациональность двигательных действий имеет также качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности — целесообразность движений, количественная — их экономичность.
    Экономичность количественно характеризует соотношение результата деятельности и затрат на его достижения. Показатели экономичности зависят не только от эффективности техники двигательных действий, но и от функциональных возможностей спортсмена.
    Находчивость, по мнению Н.А.Бернштейна, складывается из устойчивости (стабильности) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности, проявляющейся в поиске наилучших вариантов решения двигательной задачи. Стабильность — это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Различают стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движения.
    Сколько же КС существует? Исследования позволили выделить следующие виды и показатели КС: специальные, специфические и общие.
    Необходимо различать элементарные и сложные КС. Элементарными являются КС, например, проявляемые в ходьбе и беге, а более сложными — в единоборствах и спортивных играх. Относительно элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений и более сложной — способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки.
    КС, проявляющиеся в двигательной деятельности, зависят от скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей. Поэтому различают два типа показателей КС: явные (абсолютные) и латентные (относительные, или парциальные). Абсолютные показатели характеризуют уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей данного человека. Относительные, или парциальные, показатели позволяют судить о проявлении КС с учетом этих возможностей.
    Вышеперечисленные виды КС можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциальными КС), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные КС).
    Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: способности человека к точному анализу движений; деятельности анализаторов и особенно двигательного; сложности двигательного задания; уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); смелости и решительности; возраста; общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
    Результаты длительных наблюдений за изменением показателей разных КС и данные авторов о ярких индивидуальных различиях в развитии этих способностей, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ, свидетельствуют о значительной обусловленности КС наследственными факторами. Причем учитывая, что врожденные особенности мозга и нервной системы, в частности индивидуальные варианты строения коры и степень функциональной зрелости ее отдельных областей, выступающие как задатки, у разных детей с ОВЗ весьма различны, высказано предположение, что одни дети имеют от рождения лучшие задатки к развитию КС определенных групп двигательных действий класса «телесной» ловкости, а другие дети — к проявлению КС класса «предметной», или «ручной», ловкости. Предположение подтверждается большим экспериментальным материалом по взаимосвязям разных КС.
    Общие задачи, реализуемые на всем протяжении многолетнего процесса воспитания КС состоят в том, чтобы оптимизировать их развитие, обеспечив:
    1) совершенствование способности строить новые формы двигательных действий, достигая при этом необходимой точности, экономичности и эффективности движений;
    2) совершенствование способности преобразовывать сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
    3) совершенствование координационной выносливости.
    В целом задачи по воспитанию КС относятся к числу важнейших в адаптивном физическом воспитании, особенно базовом. От достигнутого общего уровня развития данных способностей в значительной мере зависит весь ход последующего совершенствования в двигательной деятельности.
    В процессе развития КС важно опираться на принципы обучения: сознательности, активности, научности, прочности, индивидуализации, доступности, наглядности, повторности, системности, последовательности, постепенности и др.
    Одним из главных методических положений в воспитании КС является проблема наилучшего сочетания координационных упражнений с упражнениями по развитию физических способностей. В младшем школьном возрасте процесс развития КС должен идти одновременно с воспитанием прежде всего скоростных и скоростно-силовых способностей, а также гибкости и выносливости; в среднем — с воспитанием скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, выносливости и гибкости; в старшем — с воспитанием различных видов выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей.
    Педагогические эксперименты показали, что сопряженный метод развития физических способностей и КС, обучение технико-тактическим действиям с одновременным развитием КС не только заметно повышают КС и улучшают психофизиологические функции (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров, быстроту и точность сложных двигательных реакций и др.), но и повышают уровень развития самих физических качеств у детей с ОВЗ. Не менее важным является эффект улучшения способности произвольно и рационально расслаблять мышцы, для воспитания которой подростковый и старший школьный возраст — один из наиболее благоприятных периодов.
    Важным методическим положением является учет возрастно-половых закономерностей и индивидуальных особенностей развития различных КС.
    Наконец, при обучении детей и подростков различным двигательным действиям, развивая КС, следует учитывать латеральные предпочтения — лево-правостороннюю асимметрию.
    В качестве средств развития КС детей с ОВЗ школьного возраста можно использовать разнообразные упражнения, если они:
    — связаны с преодолением координационных трудностей;
    — требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий, а также находчивости в использовании этих действий в различных условиях;
    — являются новыми и необычными для исполнителя;
    — хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении самих движений и двигательных действий, либо условий.
    Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одному из этих требований, называются координационными.
    По признакам стандартизации или варьирования воздействий на уроке выделяют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. Первые используют для развития КС школьников с ОВЗ при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и практиков, являются главными методами развития КС. Остановимся на них подробнее.
    Методы переменного упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.
    К первым можно отнести 3 группы методических приемов.
    I группа — приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия: изменение направления движения, силовых компонентов, скорости или темпа движений, ритма движений, исходных положений, варьирование конечных положений, изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение, способа выполнения действия.
    II группа — приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях: усложнение привычного действия добавочными движениями, комбинирование двигательных действий, «зеркальное» выполнение упражнений.
    III группа — приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования: использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий, усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования, выполнение освоенных двигательных действий после «раздражения» вестибулярного аппарата, совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления, выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль, ведение заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх.
    Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы: варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды; варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования; осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий противников или партнеров; игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов.
    При применении методов переменного упражнения необходимо учитывать следующие основные правила:
    — использовать небольшое количество (8-12) повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением;
    — многократно повторять эти упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя выполнения отдельных характеристик и двигательного действия в целом, а также условия осуществления этих действий.
    Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании КС в младшем и среднем школьном возрасте, не строго регламентированного — в старшем.
    Развитие и совершенствование КС может осуществляться посредством различных организационно-методических форм в любой части урока, однако главные задачи координационного совершенствования школьников решаются все же в основной части урока. Координационные упражнения, как правило, рекомендуется проводить ближе к началу или середине основной части урока, пока у детей сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность.
    Необходимо применять поточный, групповой и индивидуальный способы, особенно с учащимися среднего и старшего школьного возраста.
    Поточный способ организации занятий при развитии КС дает большую возможность наблюдать за индивидуальным выполнением достаточно освоенных координационных упражнений и вносить соответствующие коррективы. В зависимости от конкретных условий (подготовленности школьников, их количества, сложности упражнений и др.) работу можно организовать в 2—3 потока. Например, упражнения в лазанье проводить при наличии нескольких гимнастических стенок.
    При групповой форме занятий класс делится на несколько групп (примерно по 3—5 человек), которые расходятся по местам занятий (снаряды, тренажеры). Каждая группа выполняет определенные упражнения заранее обусловленное количество раз. Закончив их, группы по часовой или против часовой стрелки переходят на следующее место занятий. По сигналу учащиеся начинают очередное задание и так до тех пор, пока не пройдут все снаряды. Применяемые для этой цели упражнения должны быть достаточно разнообразными.
    Суть индивидуального подхода состоит в обучении двигательным действиям на основе глубокого знания особенностей и возможностей учащихся. Индивидуальные задания, с помощью которых решается задача улучшения недостаточно развитых КС, эффективны в работе со старшеклассниками, которые выполняют упражнения самостоятельно. Для индивидуальных занятий выделяется время в основной части урока.
    Организация занятий на уроке адаптивной физической культуры, направленная на развитие КС, включает и такую форму, как контрольные упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы установить: уровень развития КС детей с ОВЗ; темпы изменения этих способностей под влиянием целенаправленных занятий (например, после серии легкоатлетических или игровых уроков); эффективность выполнения домашних заданий; результаты, показываемые учениками в тестах на КС в сравнении с имеющимися нормативными. Выполняемые, как правило, на пределе возможностей, контрольные упражнения содействуют развитию КС.
    Как уже отмечалось, важно, чтобы процесс развития КС протекал с учетом возрастных особенностей.
    В заключение хотелось бы процитировать известного теоретика в области физического воспитания Георгия Николаевича Сатирова: «Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями...». Из чего следует, что развитию координационных способностей детей с ОВЗ нужно уделить достаточно времени, особенно, в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развивать эти способности нужно не забывая о принципах обучения, об индивидуальных особенностях ребенка и о том, что такие упражнения желательно сочетать с упражнениями на развитие силы, скорости, выносливости, гибкости и других способностей.
    Развитые координационные способности — это опора не только для любого вида спорта, но и для повседневной жизни человека с ограниченными возможностями здоровья.
    Список литературы
    1. Вайнбаум Я.С. и др., Гигиена физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2002. — 240 с.
    2. Зациорский В.М., Физические качества спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1966. — 90 с.
    3. Лях В.И., Координационные способности: диагностика и развитие. — М.: Дивизион, 2006. — 290 с.
    4. Лях В.И., Координационные способности школьников. — М.: Полымя, 1989. — 160 с.
    5. Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 204 с.
    6. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
    7. Матвеев Л.П., Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. Т. II. Специализированные направления и особенности основных возрастных звеньев системы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 256 с.
    8. Основы теории и методики физической культуры./Под ред. А.А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.
    9. Теория и методики физического воспитания./Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
    10. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2000. — 480 с.
    Январь 2022