Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Ершова Лира Дмитриевна
Воспитатель
МБДОУ д/с №42 «Мамонтенок»
Город Якутск
Мы, воспитатели, выполняем требования ФГОС ДО, реализуем цели и задачи образовательной программы ДОО в современных технологиях и хотим обеспечивать реальную вовлеченность детей в обучение.
В готовых образовательных программах представлены темы, типичные для дошкольного образования, но чаще всего неактуальные для текущих интересов и потребностей конкретных детей. Но это вовсе не означает, что они не будут востребованы детьми и педагогами. Их время может прийти не тогда, когда это планируют взрослые, и направленность темы может быть несколько иной, чем предписывают программы.
Работа на основе свободного выбора в рамках одной темы позволяет взрослым сформировать у детей представление о способах изучения любой темы в рамках любой образовательной области.
Проектная деятельность отличается от обычного традиционного занятия тем, что она инициативна, учитываются интересы, потребности детей. В ней и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково- познавательную творческую работу. Они активно содействуют в определении тем образовательных событий, содержания, форм, способов, процессов и результатов совместной деятельности. Проекты любой направленности, будь это познавательная, художественно- эстетическая, физическая, социально- коммуникативная, должны иметь поисково- исследовательский характер. Отличительными чертами проектной деятельности является интеграция образовательных областей, а также длительность периода его реализации. В отличие от традиционных занятий, проект может длиться столько дней, сколько у детей сохраняется интерес к выбранной теме, а взрослым – педагогам и родителям удается поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, раскрывающими выбранную тему, поддерживать ее новыми идеями и ресурсами.
Например, тематический проект, посвященный домашним животным, может включать в себя коллективное и индивидуальное рисование, аппликацию, лепку, рассматривание и чтение книг, изготовление авторских книжек, лэпбуков, строительство игрушечной зверофермы, наблюдение за животными, эксперименты и многое другое. Это дает возможность каждому ребенку реализовать свои идеи в рамках общей темы и практиковаться в разнообразных действиях столько времени, сколько ему требуется для достижения удовлетворенности от процесса и получения значимого для него самого результата. Важность этого момента обусловлена тем, что ребенок может отсутствовать по какой-то причине (например болеть), не успевать завершить запланированное за один день (например, в ситуациях, когда ребенка отвлекли от запланированного им дела обязательные занятия со специалистом). Как мы замечаем, дети используют все способы познания и участие в проекте позволяет им попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает в этом потребность.
Иногда ребенок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других, прежде чем решается включиться в работу. Реализация проекта предусматривает возможность свободного выбора ребенком вида деятельности, материала, способа, последовательности действий, партнерства и результата. Непосредственное вмешательство взрослого в работу ребенка (подгруппы) может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, осуществить коррекционную работу на содержании, выбранном самим ребенком), конфликтом, не решаемым детьми самостоятельно. В ситуации обращения ребенка за помощью и поддержкой, вмешательство взрослого может быть отсроченным – после предложения посмотреть на работу других детей, обратиться за помощью к друзьям и т.д. Формирование уверенности, самостоятельности, навыков сотрудничества между детьми важнее тактики помощи.
Дети, вовлеченные в работу по своей инициативе, свободные в выборе средств и партнерств, чувствуют уважение к своим интересам и идеям и имеют возможность выразить свою индивидуальность и проявить творчество. Дети работают на уровне своих способностей и поэтому испытывают чувство самоутверждения и гордости за свои усилия. Обучение становится наиболее эффективным. Дети учатся планировать работу, быть ответственными и независимыми в выполнении работы, приобретают умение рефлексировать, оценивая своим усилия.
Таким образом, проектная деятельность обусловлена тем, что она позволяет расширять социально- познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.
Январь 2022