Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЭТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Королева Мария Александровна
учитель информатики
ГБОУ школа №65
г. Санкт-Петербург
ЭТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Современные реалии образовательного процесса заставляют нас изменять не только структуру и форму подачи учебного материала, но и трансформировать общие правила поведения при взаимодействии в учебном процессе. Анализируя опыт прошлых учебных лет, когда участники образовательного процесса были поставлены в необычные для себя рамки дистанционного обучения, можно сформулировать некоторые рекомендации для обеих сторон, способствующие облегчению, оптимизации, ускорению и улучшению образовательного процесса, реализуемого в относительно новых условиях.
Сама форма дистанционного обучения давно не нова. Первые ее обсуждения начались еще в конце прошлого века, т.е. сразу после появления подобной возможности. Но ее внедрение в качестве массовой, иногда основной и широко распространенной для школы - явление абсолютно новое и требующее внимания. Интернет-коммуникация теперь влечет за собой необходимость обозначить нормы деятельности и регулировать онлайн-процесс. Возникла необходимость создания свода правил для осуществления эффективного межличностного взаимодействия. Оглядываясь на имеющийся опыт, мы видим необходимость модернизации этических правил, существующих сегодня, ориентируясь на современные реалии. Мелькова Е.Ю. полагает, что очевидна необходимость создания виртуальной этики как области прикладной этики, в задачи которой должны входить морально-философская рефлексия и нравственная оценка процессов виртуальной коммуникации; теоретическое обоснование этических норм и принципов, регулирующих поведение в этой среде; и, наконец, создание механизмов, обеспечивающих соблюдение этих норм и принципов. Таким образом, мы попытаемся сформулировать основные рекомендации для участников образовательного процесса при дистанционной форме обучения.
Для школы дистанционное обучение представлено как минимум в двух видах: онлайн и оффлайн. И каждый имеет свои особенности и требования.
При участии в образовательном процессе, реализуемом в онлайн режиме, необходимо:
●          Строго соблюдать составленное расписание занятий
●          Не опаздывать
●          Не представляться никнеймом
●          Иметь опрятный внешний вид
●          Соблюдать рабочую позу
●          Использовать личное обращение по имени и отчеству к преподавателю и по имени и фамилии к учащимся
●          Контролировать появление посторонних лиц и их разговоров в эфире
●          Не разговаривать во время занятия с посторонними лицами в кадре и за ним, не подавать реплики посторонним
●          Не употреблять еду и напитки
●          Не отвлекаться на домашних животных
●          Не исчезать с экрана во время занятий
●          Держать камеру и микрофон включенными
●          При отключении из-за технических неполадок - предупредить об этом участников образовательного процесса
●          Обеспечить нейтральный фон
●          Не использовать общий чат для личной переписки
●          Соблюдать культуру речи и письма
●          Подготовить рабочее место и материалы заранее
При обучении оффлайн тоже следует соблюдать ряд рекомендаций. Причем здесь мы можем выделить также некоторые советы для третьего непосредственного участника образовательного процесса - родителя.
Осуществлять учебный процесс, создавать задания и сдавать готовые работы необходимо:

Ученику

Учителю

Родителю

Аккуратно

Грамотно

Вовремя

Опрятно

Внимательно

Качественно

Проработано

Подробно

Своевременно

Кратко

Информировано

Аккуратно

Качественно


Контроль

Минимальное вмешательство

Сдержанно

Уважительно

Умеренно

Вовремя

Только по теме

Проанализировав многие моменты дистанционного обучения, статьи и выступления на данную тему, мы приходим к выводу о необходимости формирования культуры онлайн и оффлайн обучения как среди учащихся, так и среди учителей, озвучивая обобщенные выводы и правила на кратких курсах повышения квалификации, педагогических советах и классных часах. Также следует обратить пристальное внимание на одну из основных проблем, с которой столкнулись участники образовательного процесса – это цифровая грамотность, которую непременно следует повышать в самые кратчайшие сроки, так как это основное препятствие, сводящее все остальные усилия участников коммуникации к минимуму. Но самое важное правило при дистанционном обучении – не совершать таких действий, которых мы бы не могли позволить себе в классе на традиционном уроке.
Январь 2022