Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

Косолапова Екатерина Николаевна
Педагог-психолог
МБУ детский сад №36 «Якорек»
Г.о.Тольятти
Благополучное развитие эмоциональной сферы дошкольника является залогом успешного развития всех сфер его жизни. От развития эмоциональной сферы зависит психическое развитие ребенка, под ее влиянием формируются высшие психические функции и личность в целом. Психологический словарь под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова трактует понятие эмоция как (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особый класс психических процессов и состояний, отражающихся в форме опыта (радости, страха, удивления и т.д.) первичная оценка явлений и ситуаций [1]. К. Изард считает, что эмоция - "сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты. Ин-траиндивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого возникает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов" [2].
Однако, как утверждал Я. Рейковский «эмоции – это не только действующее лицо больших драм; они повседневный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его дела и мысли» [3].
Анализ исследований как в зарубежной, так и отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), доказывают, что развитие эмоциональной сферы крайне важно в дошкольном возрасте. Для того, что бы вызвать какую либо эмоцию необходим внешний стимул, который создаст возбуждение и как следствие появится эмоция, она может быть как отрицательной так и положительной. Детей раннего возраста целесообразно знакомить с базовыми потребностями: радость, грусть, восторг, страх. Расширять представления о эмоциях следует планомерно, так к 6-7 годам, дети знакомы не только с базовыми эмоциями, но и способны охарактеризовать такие эмоции как: стыд, жалость, лицемерие, удовольствие и т.д.
Внедрение игровых практик, направленных на развитие эмоциональной сферы способствует развитию эмоционального интеллекта, который включает такие компоненты, как:
- понимание своих эмоций;
-управление своими эмоциями;
- понимание эмоций других;
-управление эмоциями других, бесконфликтные отношения
Для определения начального уровня развития эмоциональной сферы применяется модифицированная методика Н.Холла. Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Игры разрабатываются на основе нескольких этапов:
1.     выделить компонент эмоционального интеллекта, на развитие которого будет направлена игра;
2.     обозначить возраст;
3.     Определить сюжет игры;
4.     Игровая механика (ход игры);
5.     Игровые элементы (атрибуты, фишки, награды)
В конце игры проводится рефлексия, с целью закрепления и уточнения проигранного сюжета. Сюжет педагог выбирает исходя из интересов детей.
Необходимо продумать внедрение игровых практик в образовательный процесс: совместная деятельность в первой/второй половине дня; самостоятельная деятельность; образовательная ситуация (стихийная, целенаправленная). Игровые практики разрабатываются на все компоненты эмоционального интеллекта и предъявляются постепенно. Для отслеживания динамики проводится повторная диагностика Н.Холла
Развитая эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, гарантия того, что к младшему школьному возрасту, ребенок сможет адекватно реагировать на проблемы, с которыми будет сталкиваться.
Список используемой литературы
1.         Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. c.432
2.         Изард, К. Психология эмоций. - СПб., 2002.
3.         Кошелева, А. Д. эмоциональное развитие дошкольников [Текст] учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. Д. Кошелева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с
Январь 2022