Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Лазарева Светлана Николаевна,
Воспитатель,
МДОУ Чердаклинский детский сад № 1 «Радуга»,
р.п. Чердаклы
В послании Федеральному собранию на 2017 год Президент РФ подчеркнул, что «для хорошего образования нужны новые обучающие технологии».
25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес сообществом, педагогическим сообществом.
В Ульяновской области разработана региональная программа от 28 декабря 2021 г. «Повышение финансовой грамотности населения Ульяновской области на 2021-2023 годы».
В 2018 году я прошла обучение в ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» по программе «Финансовое консультирование», ежегодно прохожу тестирование для подтверждения статуса «консультант по финансовой грамотности», в 2021 году прошла онлайн – курс «Актуальные вопросы финансового консультирования» в этом же университете. Регулярно принимаю участие в онлайн – семинарах и вебинарах по теме «Финансовая грамотность в дошкольных учреждениях».
В работе с детьми я использую примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Данная программа разработана для детей 5- 7 лет.
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи Программы – помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир;
•           уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
•           осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными такие качества человека, как: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:
1 блок – «Труд и продукт (товар) »,
2 блок – «Деньги и цена (стоимость) »,
3 блок – «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,
4 блок – «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Блок «Труд и продукт (товар) »
Педагогические задачи:
• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
Воспитанники знакомились с профессиями посредством дидактических игр «Угадай профессию», «Собери и назови», «Кому что нужно», «Знаю все профессии», отгадывая загадки, запоминая и объясняя пословицы и поговорки о труде. Слушая сказки, ребята смогли понять значение таких профессий, как сапожник, кузнец, садовник, свинопас, швея. В ходе беседы «Все профессии нужны, все профессии важны» дети рассказали о профессиях своих родителей, узнали много нового о профессиях и сделали вывод о важности каждой из них. Квест – игра «В стране профессий» помогла уточнить знания детей об огромном мире профессий.
Блок «Деньги и цена (стоимость) ».
Педагогические задачи:
· познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
· дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
• объяснить, что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
Дети познакомились с историей возникновения денег, совершив виртуальное путешествие в прошлое. Для того чтобы дети могли отследить эволюцию денег, в нашей группе собрана коллекция монет. Самая древняя монета датирована XIX веком, есть иностранные монеты, монеты, посвященные важным событиям и городам. Посредством сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Книжный магазин», «Аптека», «Магазин одежды и сумок» дети учатся правильно вести себя, и расплачиваться за товар. Использование в работе настольно-печатных игр по экономике «Что продается в магазине?», «Конфетки и монетки», позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Решая проблемные ситуации «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», разгадывая ребусы, викторины, дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги. При содействии родителей Дед Мороз на Новый год подарил всем детям копилки, и теперь они стараются наполнить их, чтобы осуществить свои мечты.
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности».
Педагогические задачи:
· дать представление о рекламе, ее назначении;
· поощрять объективное отношение детей к рекламе;
· развивать у детей способность различать рекламные уловки;
· формировать умения отличать собственные потребности от навязанных рекламой.
На данном этапе работы происходит знакомство детей с рекламой, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды. Дети разыгрывали друг перед другом проблемные ситуации. Огромное удовольствие дети получают в придумывании рекламы своей любимой игрушки, книги, конфеты.
Создание детьми собственной рекламы проходило в форме рисунков, в стихах, прозе и на разные темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Творим своими руками».
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Педагогические задачи:
· формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением;
· воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром вещей, бережного отношения к вещам;
· воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных потребностей;
· воспитывать у детей способность разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.).
В рамках этого модуля подводим детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки, закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например: уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить. Играя в «Строителей», акцентируем внимание дошкольников на том, как долго строили, и как неприятно, когда ломают и портят постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.
В экономическом развитии детей помогают презентации к различным темам по финансовой грамотности детей, мультипликационные фильмы – «Азбука денег тетушки Совы», «Фиксики. Деньги», «кот Бориска и финансовая грамотность», «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Почему родители ходят на работу?», интерактивные экскурсии – «История денег», «Путешествие на фабрику Гоззнак». Также в группе собраны картотеки дидактических, настольно – печатных игр, физкультминутки по финансовой грамотности, картотека сказок, пословиц и поговорок по финансовой грамотности детей.
Как я уже подчеркивала, есть много народных и авторских сказок, рассказов, которые знакомят детей с миром финансов. Для того чтобы дети могли познакомиться с этими произведениями, рассмотреть иллюстрации к ним, обсудить содержание, я организую книжные выставки.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
К ним относятся:
1. анкетирование родителей по теме формирования основ финансовой грамотности дошкольников;
2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (семейные походы в гипермаркет, кинотеатры, посещение музеев, выставок, участие в познавательных квестах, викторинах, акциях, конкурсах);
4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Таким образом, можно сделать вывод: создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит, и основ экономической культуры у дошкольников.
Январь 2022