старший воспитатель
МДОУ Чердаклинский детский сад №1 «Радуга»
р.п.Чердаклы Ульяновская область
Масштабные изменения, реализуемые в системе российского образования в последние годы, обусловливают необходимость отказа от стандартных практик в пользу новых образовательных технологий, для которых характерна вариативность содержания, учет индивидуальных особенностей детей, творческо-поисковый компонент. Изменения в дошкольном образовании связаны с вступлением в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, введением ФГОС дошкольного образования. Давайте попробуем вспомнить, какие же именно перемены произошли?
1) Дошкольное образование – первая ступень общего образования.
2) Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
4) Сотрудничество с семьей.
5) Поддержка инициативы детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6) Индивидуализация образования.
7) Образовательная программа – основной нормативный документ, при реализации которой должны соблюдаться требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
С введением вышеперечисленных изменений возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Постоянный творческий поиск, освоение новых педагогических и информационных технологий - это условия поступательного развития образования, в основе которого лежит инновационный процесс. Использование инноваций в работе с детьми дошкольного возраста открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала и направлено на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Целью инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом дошкольного образовательного учреждения ставятся следующие задачи:
· развитие индивидуальности воспитанников;
· развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
· повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
· стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
· повышение интеллектуального уровня детей;
· развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
· здоровьесберегающие;
· технологии проектной и исследовательской деятельности;
· информационно-коммуникационные;
· технологии «лэпбук»;
· личностно-ориентированные;
· игровые технологии;
· технологии проблемного обучения и др.
Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Конечно же, STEM-технология. И к вашему вниманию я хотела бы предоставить свое выступление на тему: «STEM-технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.
Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что STEM-технология может успешно использоваться в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.
Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, M -mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика). Все это вы можте увидеть на данном слайде.
STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.
Целью использования STEM-технологии в дошкольном образовательном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи, решаемые STEM — образованием следующие:
· Учиться должно быть интересно;
· Знания должны быть применимы на практике;
· Обучение должно быть занимательным по форме;
· Обучение должно приносить реальные плоды
Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM-технологию:
Первый образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.
Второй образовательный модуль «LEGO-конструирование».
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.
Третий образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.
Четвертый образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля». Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста.
Пятый образовательный модуль «Мультистудия «Я творю мир»
Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма
И последний образовательный модуль «Робототехника». Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования.
В сентябре 2020 года мы начали внедрять STEM-технологию.
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы применяем STEM-технологию как в образовательной деятельности, так и в игровой деятель-ности. Использование STEM-технологии в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение STEM-технологии позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по познавательному развитию детей, потому что STEM-технология направлена на развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
В 2020-2021 учебном году мы изучали модуль «LEGO-конструирование» и модуль «Математическое развитие». В 2021-2022 учебный год мы продолжаем изучать модуль «LEGO-конструирование» и начали изучать модуль – «Экспериментирование с живой и неживой природой». Педагогами изготовлены дидактические пособия для игр, кольца Луллия. Наладили тесную связь с коллегами из Центра дополнительного образования детей, имеющих опыт работы по использованию LEGO-конструирования. В работе по внедрению STEM-технологии участвуют дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет, что составляет 45 % от общего количества детей ДОУ.
В нашем дошкольном образовательном учреждении созданы педагогические условия для работы с детьми. Работа строится в соответствии с требованиями Основной образовательной программы, разработанной на основе ФГОС ДО и в сочетании с комплексом методической литературы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» под редакцией В.А.Марковой и др. (показ методического пособия).
Таким образом, STEM-технология развивает любознательность, помогает выработать инженерные навыки, позволяет приобрести качества, необходимые для работы в команде, содействует умению анализировать результаты проделанных мероприятий, способствует наилучшей познавательной активности дошкольников.
Следует заметить, что за время проведенной работы по использованию STEM-технология заметны следующие результаты:
· Дети проявляют познавательный интерес, активность, творческое воображение, волевую и мотивационную направленность, самостоятельность;
· С удовольствием общаются, строят совместные планы, высказывают предположения, делают выводы;
· формируется сплочённость детского коллектива.
В перспективе мы планируем расширение деятельности в заданном направлении, с применением STEM- технологий: повышение квалификации педагогических работников, расширение материально –технической базы для обучения дошкольников.