Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Левушкина Олеся Александровна,
педагог-организатор,
МОУ Верейская СОШ № 19,
Орехово-Зуевский г.о.
УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Разновозрастной состав группы объединения дополнительного образования требует от педагога более тщательной подготовки. Это связано с тем, что детям разного возраста в силу своих способностей и умений не будет интересно выполнение одинаковой работы. Поэтому при изучении какой-либо темы, творческие работы педагог должен подбирать, учитывая возраст ребёнка и его способности.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Учебная деятельность становится ведущей. В школе приобретаются не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус, меняются интересы, ценности, уклад жизни ребенка. Ребёнок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Важно, чтобы его учебная работа стала осмысленной и эффективной. Для этого должны быть сформированы учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Большое значение имеет формирование контроля, и особенно, самоконтроля. Недостаточно контролировать работу по конечному результату, необходим пооперационный контроль. Научить ребёнка контролировать сам процесс учебной работы – значит, способствовать формированию произвольного внимания. Ребёнок должен научиться адекватно оценивать свою работу. При этом важна содержательная оценка – анализ, какие плюсы и минусы имеет выполнение задания. Преобладающей психической функцией становится мышление, и именно словесно-логическое мышление. Но важно развивать и образное мышление, связывая его с творческим мышлением, воображением ребёнка. В младшем школьном возрасте появляется рефлексия – осознание детьми своих действий и их результатов. Совершенствуется восприятие школьника: для того чтобы ребёнок более тонко анализировал качества объектов, педагог должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети становятся способны целенаправленно, произвольно запоминать материал. Совершенствование смысловой памяти даёт возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. От результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Статус неуспевающего или отличника отражается на самооценке ребёнка, его самоуважении. Осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности.
Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребёнка – половым созреванием. Ребёнок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это провоцирует эмоциональную нестабильность подростка. Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребёнком остро переживаются все изъяны внешности. Поэтому необходимо и понимание, и тактичность со стороны окружающих.
Но главная особенность подростка – личностная нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству; они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти; иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подростка. Ребёнок стремится быть, казаться и считаться взрослым. Это проявляется во внешнем облике, в манерах. Подростки склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребёнку не завязнуть в примитивном виде увлечений – информационно-коммуникативном (общении в соц.сетях), а поддержать его в интеллектуально-эстетических, спортивных, позитивных лидерских (стать лидером, организатором в группе). Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Несмотря на стремление к эмансипации от взрослых, ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. Примерно в 15 лет после поисков себя формируется «Я-концепция», которую можно считать центральным новообразованием всего подросткового периода - система внутренне согласованных представлений о себе: собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, особенностях характера, общительности и других качествах. Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением даёт импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п.
Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 18 лет). В это время ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе (если раньше подростки судили о себе категорично и прямолинейно, то теперь – более тонко). Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Создаётся так называемый жизненный план: старшеклассник решает, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть в своей будущей жизни (личностное или моральное самоопределение). Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, появляется сознательное отношение к учению. Существенно влияет на процесс самоопределения общение со значимыми людьми: возникает особый интерес к общению со взрослыми, восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями и с другими взрослыми, чье мнение для них важно, обсуждаются жизненные перспективы, в том числе, профессиональные. В общении со сверстниками тоже происходят изменения: повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии, появляются романтические чувства – юношеская любовь. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение.
Январь 2022