Конференции

    ВСТРЕЧА С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

    Мякишева Марина Алексеевна,
    воспитатель,
    детский сад «Колокольчик»,
    с. Борское, Самарская область
    Ознакомление детей с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет ребенку проникнуть глубже в мир взрослых, понять и принять его. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
    В нашей группе есть очень интересная и эффективная форма работы,как «Встреча с интересными людьми». Такая форма работы помогает донести до сознания детей понимание того, что труд бывает разный:
    ·          труд до общества (профессиональный труд) - это труд для всех людей;
    ·          труд для себя и семьи (домашний труд) – это уборка квартиры, приготовление пищи, стирка и т.д.;
    ·          труд для души – хобби и увлечения (вязание, вышивание, плетение и т.д.)
    Такие встречи проходят в трёх направлениях:
    ·          теоретическое, когда происходит формирование представлений через использование рассказов о труде, демонстрацию трудовых действий и результатов труда;
    ·          практическое, когда дети вместе с взрослым принимают непосредственное участие в трудовом процессе, где происходит преобщение детей к реальным трудовым усилиям с получением результата:
    ·          онлайн-встречи, где дети общаются с представителями разных профессий через интернетресурсы.
    Каждый детский сад в своей работе использует тематическое планирование, поэтому не может быть затруднений при выборе, представителя какой профессии пригласить на встречу с дошкольниками. Такие встречи можно проводить не только в детском саду, но и на экскурсиях, в музеях, в библиотеках, в школах и целевых прогулках.
    В нашей группе стало традицией «Встреча с интересными людьми». Мы встречались с военными, парикмахерами, стоматологами,
    учителями, продавцами, судебными приставами,с сотрудниками полиции и инспекторами ГИБДД,Ветеранами Великой Отечественной
    войны, сотрудниками МЧС РОССИИ, участниками конкурса «Где родился, там и пригодился» и другими представителями разных профессий.
    Многие воспитатели могут сказать:«В чем эффективность таких встреч?Мы сами можем всё показать и рассказать».
    Да, можем, но когда в группу придёт стоматолог или проведём онлайн встречу и дети пообщаются с ним, увидят его униформу; принесёт или покажет и расскажет о своих предметах помощниках, о своей работе,о том как надо правильно чистить зубы, то дети начинают осознавать о значимости этой профессии.
    Во время встречи с парикмахером, дети наблюдают как создаётся прическа, какие инструменты- помощники помогают стилисту,а потом и сами с большим интересом начинают играть в
    парикмахера, создавать, творить, фантазировать свои причёски. Во время встречи с бабушками ребята узнают, в какие куклы они играли, когда были маленькими и вместе делают игрушки.
    Благодаря таким встречам расширяется круг представлений детей о разнообразной деятельности взрослых и её роли. Они не только показывают,объясняют как разные инструменты-помощники помогают им в работе,но и обязательно рассказывают,за что они любят свою профессию,как их работа помогает другим людям.
    Вступая в непосредственное общение в процессе встречи, взрослый выступает и как лично значимое лицо, «эмоционально заряжает» детей в ходе деятельности, побуждает следовать собственному примеру.
    Присутствуя на таких встречах, замечаешь,как у детей искрятся глаза от интереса,любопытства,восхищения.
    «Встреча с интересными людьми» помагает закрепить полученные детьми элементарные представления о разнообразии труда человека. Воспитывает уважение к труду и желание самим принимать участие в трудовой деятельности.
    Благодаря такой форме работы решается ряд важных задач:
    ·          формируется понятие «трудовая деятельность»;
    ·          демонстрируется глубина и разнообразие интересов каждого человека;
    ·          предоставляется возможность накапливать и обогащатьэмоционально-чувствительный опыт детей в процессе общения с другими детьми и взрослыми;
    ·          развивается диологическая и монологическая речь.
    Такая форма работы не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, преобретение детьми опыта общения с людьми.
    Благодаря таким встречам расширяется кругозор детей, формируется уважительное отношение к труду людей разных профессий, воспитывается ранняя профориентация.

    Январь 2022