Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Лукина Вероника Владимировна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 69»
г. Воронеж
Проблема познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Формирование у детей активного отношения к окружающей действительности является одним из основных направлений воспитания, поскольку собственная активность ребенка является одним из условий его полноценного развития.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка узнавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними взаимосвязи. Познавательный интерес отличается от любопытства широтой захвата объектов, глубиной и избирательностью. Основой познавательного интереса является активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственного или практического задания.
Целью образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении должно быть развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, что требует особого внимания к процессу усвоения детьми программного материала.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка узнавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними взаимосвязи. Познавательный интерес отличается от любопытства широтой захвата объектов, глубиной и избирательностью.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактические игры детей младшего дошкольного возраста - один из самых продуктивных и эффективных методов развития. Благодаря дидактическим играм детям даются легче не только знания, но и происходит процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста, что влияет на гармоничное физическое, интеллектуальное, а также умственное развитие ребенка.
Для занятий по математике подбираются игры с математическим содержанием, требующие умственного напряжения:
- игры-головоломки;
- игры-шутки;
- игры с занимательными вопросами.
В занятия по развитию речи включали дидактические игры на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.
В работе с детьми используются дидактические игры для развития познавательной активности детей. При подборе игр учитываются особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр словесного содержания используются сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаются в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме "игр на дом". Игры для занятий подбираются с учетом познавательного материала, который дети изучали.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаются вопросы, дается образец действий, образец высказывания, напоминаются правила, обращаемся к опыту детей. В процессе игровой деятельности с детьми стараемся вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использовали занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создана в группах предметно-развивающая среда - специальная дидактическая зона с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Таким образом, применение дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста представляет собой одно из основных средств, которое содержит в себе эффективное использование реального познавательного интереса детей, а также активного их отношения к познавательному процессу, снижению как физических, так и технических перегрузок ребенка. Кроме того, вне игры возможность творчества доступна далеко не всем детям младшего дошкольного возраста.
Январь 2022