Конференции

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    Ефимова Галина Витальевна
    педагог дополнительного образования,
    ЦДТ п. Кинельский Самарской области
    Кинельского района с. Сырейка
    Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
    Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
    В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
    В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания.
    Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
    Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм», а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе: «Патриотизм - это любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».
    От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень мучительная, неинтересная, грязная», любовь к Отечеству становится силой духа только тогда когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
    Формы, методы и средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических. Скорее всего, можно говорить об использовании сочетаний традиционных и нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников. В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр.), обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.
    К сожалению не все учреждения дополнительного образования имеют хорошую материально - техническую базу, разрабатывают программы деятельности и программы дополнительного образования, соответствующие предъявляемым требованиям, форме и содержанию. Так же, отмечается недостаточный уровень подготовки к такой работе у педагогов дополнительного образования.
    Основными задачами, которые ставят себе учреждения дополнительного образования в патриотическом воспитании, являются:
    ·          Разработать и внедрить эффективные методы и формы работы, способствующие развитию патриотизма через разнонаправленную, активную, практическую деятельность.
    ·          Развить национальное и гражданское самосознание учащихся, патриотическую направленность личности, обладающую качествами патриота.
    ·          Сформировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота.
    ·          Создать условия для проявления патриотических знаний и способностей.
    На сегодняшний день, большое распространение получили модели патриотического воспитания, которые встречаются в учреждениях дополнительного образования в разных вариантах: предметно-тематическая,
    межпредметная, институциональная, проектная.
    Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
    1.         Духовно-нравственное.
    Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
    2.         Историко-краеведческое.
    Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
    3.         Гражданско-патриотическое воспитание.
    Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
    4.         Социально-патриотическое.
    Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
    5.         Военно-патриотическое.
    Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.
    6.         Героико-патриотическое.
    Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
    7.         Спортивно-патриотическое.
    Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
    Занятия способствуют реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме.
    Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
    Занятия в объединении способствуют социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков.
    Занятия объединения «Звезда» представляют собой первый шаг в процессе знакомства подростков с военным делом.
    Уточнение своего места в мире, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни подростка. Освоение детьми на занятиях программы «Военно-патриотическое воспитание» во многом определяет их дальнейшее физическое и духовное развитие, выбор профессии. В результате освоения этой программы обучающиеся получат основы знаний военного дела.
    Отличительной чертой занятий в объединении «Звезда» от других является:
    ·          Углубленное изучение предметов (школа выживания, самооборона, туризм, гражданская оборона).
    ·          Занятия построены по принципу последовательного и постепенного усложнения изучаемого материала по предметам.
    ·          Обучение в объединении «Звезда» включает в себя четыре модуля, которые тесно соприкасаются друг с другом. Оно также включает в себя соревнования и тестирование.
    На занятиях по предмету «История России» обучающиеся знакомятся с с историей России древнейших времен и до наших дней. В историческом аспекте рассматривается стратегия и тактика вооруженных сил в войнах и морских сражениях. Обучающиеся узнают о героических подвигах, знаменитых героях.
    Обучающиеся могут найти применение полученным знаниям и навыкам в повседневной жизни, а в дальнейшем выбрать профессию, где эти знания будут необходимы.
    К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание, проводимые в объединении следует отнести:
    ·          Участие в конкурсах, фестивалях и др. подобных мероприятиях патриотической направленности различного уровня.
    ·          Коллективно-творческие дела
    ·          Посещение музеев.
    ·          Тематические беседы, посвященные памятным датам, выдающимся личностям России.
    ·          Встречи с интересными людьми.
    Летняя практика в виде военно-спортивной игры «Зарница» завершает ежегодный учебный год. Она вызывает у воспитанников особый интерес. В ходе учебной практики юнармейцы проявляют свои навыки и умения в условиях практической деятельности.
    Конкретизируя задачи патриотического воспитания, вытекающие из структуры понятия «патриотизм» и задач воспитания вообще, мы выделяем: воспитание патриотических чувств; формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера; формирование положительного отношения к патриотической деятельности; формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера; формирование на этой основе гражданской позиции.
    Решая задачи по воспитанию патриотизма и, как следствие, – гражданственности у учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения, учитель должен исходить из соблюдения следующих условий:
    1. Учитывать и использовать естественную реакцию учащихся на происходящие события. Большая часть изучаемого в школе материала, независимо от выбранной учителем программы, позволяет акцентировать внимание на формировании патриотических качеств. Этим в какой-то мере снимается необходимость на каждом уроке демонстрировать яркие события, позволяющие, по мнению учителя, концентрированно решать поставленные задачи воспитания. Кроме того, чрезмерная подчеркнутость значения чего-либо способна вызвать реакцию отторжения информации, а естественный ход событий и естественная реакция на них учащихся может дать нужный эффект, что и должен учитывать учитель при конструировании урока (темы) и всей воспитательной работы в процессе обучения.
    2. Осуществлять патриотическое воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Очень важно для учителя ответственно подходить к освещению прошлого и настоящего и его критики, анализировать и делать соответствующие выводы. Учить этому учащихся, стимулируя их к активности, направленной на решение возникающих проблем и обеспечение прогрессивного развития страны.
    3. Важное условие формирования любого качества у человека - активное его самостоятельное участие в этом процессе. Работая с различными источниками информации, ученики сами формируют свою позицию на события и явлений жизни. Разнообразие видов заданий, системность, предоставление каждому учащемуся возможности постоянного проявления себя, широкое использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увлечение сложностью выполняемых работ повысят результативность процесса воспитания, улучшат взаимопонимание между учителем и учащимися.
    4. Для улучшения взаимопонимания учителю необходимо быть предельно честным в освещении фактов прошлого и настоящего, не сгущать краски, а уважение к истории Родине сделать ведущим принципом своей педагогической работы.
    5. Одним из главных условий является формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с патриотическими качествами личности.
    Возможность самореализации человека и удовлетворение его социальных ожиданий способствует воспитанию нравственной личности. Методологи прослеживают прямую взаимосвязь общества с молодежью, ведь что на данный момент диктует общество, то молодежь и формирует в себе. Отсюда следует, что изменение гражданско-патриотических принципов, социальных норм, приоритетов и идеологии в стране, поможет воспитать у молодежи правильные представления о Родине и сформировать устойчивую гражданскую позицию, что является приоритетной задачей для современного российского общества.
    Патриотизм – многостороннее явление. Он воспитывает сознание, формирует мировоззрение и неотделим от формирования особых чувств. В патриотизме воспитывается воля, определенный долг и ответственность. У человека-патриота, волевые чувства превращают любовь в активное действие. Он готов защищать Родину, если потребуется - отдать жизнь.
    Современный «патриотизм» вытесняет обязательство защиты Отечества перед лицом серьезных угроз. Даже такое значимое направление как духовно-патриотическое, утратило свою силу, тем самым и прерывается великая традиция нашей истории, где высшим проявлением патриотизма являлось выполнить долг перед Отечеством.
    Эволюция гражданско-патриотического воспитания зависит не только от внешней и внутренней политики, но и от тех мер, которые государство реализует в программах по гражданско-патриотическому воспитанию.
    Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
    Январь 2022