Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Кузько Наталья Александровна,
учитель биологии,
специальный (коррекционный) педагог,
ГКОУ АО «СОШ №4»,
г. Астрахань
Инклюзивное образование – это процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Инклюзивное образование соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшими учебными заведениями. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специализированных учреждениях.
Предметом деятельности Государственного казенного общеобразовательного учреждения Астраханской области «Средняя общеобразовательная школа № 4» является оказание образовательных услуг обучающимся, нуждающимся в длительном лечении и находящихся на момент организации образовательного процесса в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областной противотуберкулёзный диспансер» Стационар №5, в Государственном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областная клиническая психиатрическая больница» и других медицинских организациях.
Образовательные услуги направлены на достижение основной цели: реализации образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего общего образования, а также реализации оздоровительных, санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, направленных на оздоровление обучающихся, нуждающихся в длительном лечении.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, образовательная деятельность осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Я занимаюсь обучением и воспитанием школьников, имеющих стойкое, необратимое снижение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы (умственная отсталость) и сопутствующими заболеваниями, работаю с детьми-инвалидами, большинство из которых с девиантным поведением, длительно пребывающих на лечении в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областная клиническая психиатрическая больница».
В стенах стационара создан уютный лицензированный учебный кабинет, где имеются все необходимые условия для здоровьесбережения обучающихся. Кабинет соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда школьников.
Весь учебно-воспитательный процесс строится на основе уровневой дифференциации, индивидуального подхода, для отдельных обучающихся мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии;
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- поэтапное формирование умственных действий (концентрическая система обучения);
- разноуровневое обучение;
- технология индивидуализированного обучения;
- элементы ИКТ.
Рассмотрим подробнее наиболее эффективные и доступные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у обучающихся с ОВЗ представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки.
2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые обучающийся получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
3. Развивающие технологии: в традиционном обучении школьнику представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для обучающихся с ОВЗ, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
При проведении занятий компьютерные технологии используют как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения образовательной, воспитательной и игровой деятельности школьники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем.
6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной её целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает школьник. Непосредственное участие обучающегося в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
7. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между учителем и учеником, а также обеспечение условий для развития личности обучающихся. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности обучающихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей обучающихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.
Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:
1. При чтении необходимо помочь обучающемуся с ОВЗ открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.
В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.
2. В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).
3. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция школьников может быть замедленна).
4. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.).
Для детей с ОВЗ нужно формулировать задание следующим образом:
1. задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде;
2. задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом;
3. при формулировании заданий показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи и т.д.);
4. формулируя задание, стоять рядом с ребенком;
5. давать возможность обучающемуся закончить начатое дело.
Чтобы правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать следующие аспекты:
1. старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое;
2. не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины;
3. будьте готовы к тому, что поведение школьника может быть связано с приемом медикаментов;
4. придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого обучающийся поймет, что поступает не должным образом;
5. используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс;
6. разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую оценку (в дальнейшем учитывать оценку за переделанную работу);
7. используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.
Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему нужно дать возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.
Богатый опыт учителей коррекционных школ – это источник методической помощи инклюзии, взаимодействие с общественными организациями, работа с родителями, работа учителей в команде, совместная внеклассная деятельность - вот несколько способов, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды обучающихся, способствовать тому, чтобы дети с ОВЗ и инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
он достаточно гибок;
ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
он уважает индивидуальные различия;
он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;
он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Практика эффективности инклюзивного образования показывает, что дело не в месте, а в самом участии и практике сотрудничества. Каждый получает знания в разных местах, и традиционный класс - только одно из этих мест. Есть еще библиотека, лаборатории, компьютерные классы, игровые площадки, спортзал, школьный двор и др. Неважно, где находятся ученики, главное, чтобы они находились среди сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда - в небольшой группе, а иногда - даже наедине с учителем. Инклюзивный класс - это место, где обучающиеся с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Литература
1. Б.П. Брунов «Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии» Учебное пособие. Красноярск, - 2016г.
2. Никишов А.И., Шалаев В.Ф. «Методика обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями».—Москва: «Просвещение», 2017г.
3. В. Г. Петрова, И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников»: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2017г. -160 с.
4. Э.Н. Курганова Э. Н. Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 26-29.
Январь 2022