Преподаватель истории и обществознания
ГАПОУ МО «КИК»
г. Кандалакша, Мурманская область
1. Введение.
Как же раньше потрясающе звучала русская речь, если в наше время описание, повествование, да даже обычное приветствие может вложиться в один - два предложения, то тогда, в то время люди изливали свои мысли огромными поэмами.
Никогда не задумывались, читая писателей 18-19 века, о том: «Почему же в наше время не встретишь произведения, наполненные богатым смыслом полным объемных описаний и рассуждений, интересных рассказов, которые ошеломляли разум своим подходом повествования, стихов, которые так и заседают в голове за счёт хорошо подобранной рифмы?» Скорее всего, это связано с тем, что нынешнее поколение часто будто «спешит куда-то» выплёскивая пачку крылатых фраз. При этом эти фразы, обычно содержащие обыкновенный, элементарный, положительный мотив, были вырваны из исторических либо литературных источников и получили широкое распространение благодаря своей выразительности. Но есть и такие крылатые фразы, которые носят в себе оскорбительный мотив в целях отстоять своё личное мнение или выбор, такие крылатые выражения называются в обществе просто – сквернословие. Чем объяснить человеку свою позицию или проигнорировать, люди часто используют ненормативную лексику чтобы «заткнуть человека», ведь как говорилось в стихотворении Александра Карандашева «Русский человек без мата - Словно вечер без заката».
Это явление скорее всего связано с нехваткой образованности, и, как следствие, отсутствием или бедностью лексикона. Под этим понимается недостаток общения с грамотными людьми, его узкий круг, отсутствие книжного образования, прекрасного источника пополнения лексикона.
Согласитесь, бывало такое что, идя по любимому городу, изредка слышишь нецензурную брань, вызванную из-за разных причин. Мне вот как человеку культурному не очень хочется портить впечатления о проживающих в моём городе людях, поэтому я решил рассказать всё об этих подлых словах и способах избавления от них в повседневной жизни общества. Бороздя просторы Интернета, особенно различного рода форумы, статьи, комментарии в соц. сетях и др., становится неловко от применения пользователями бранных выражений, ругани, мата и т.п. Начинаешь задумываться, по какой причине люди употребляют нецензурные слова и выражения.
По моему мнению, сквернословие является одной из основных проблем у современной молодёжи, так как подростки в процессе использования матов портят красоту своего диалога с собеседником. Чаще всего они используют эти слова, не понимая их истинного смысла, поэтому их речь слышится менее грамотной и менее информативной.
Выбранная тема является актуальной, потому что, чистота речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых, но и каждого уважающего себя человека. Чистая, культурная речь не может допускать сквернословия. Меня тревожит проблема сквернословия, особенно среди подрастающего поколения, людей, от которых зависит будущее России.
Но что же такое нецензурная брань - крик души или бедность лексикона, самовыражение или плохое влияние? В своём докладе я постараюсь найти ответ на этот вопрос. Целью работы является изучений проблемы употребления ненормативной лексики молодежью. Задачи:
1. Познакомиться с историей появления «бранных» слов.
2. Провести социологический опрос общественного мнения.
3. Выявить отношение к сквернословию студентов ГАПОУ МО «Кандалакшский индустриальный колледж».
Объект исследования: студенты ГАПОУ МО Кандалакшского индустриального колледжа.
Предмет исследования: культура речи подростков.
Гипотеза: использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, здоровье, поведение и успеваемость школьника-подростка и в целом на развитие его личности.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, исторической литературы по проблеме исследования; анкетирование; интервьюирование.
Практическая значимость: материал данной работы могут быть использованы на классных часах, родительских собраниях.
2. Первые упоминания сквернословия на Руси.
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления существует много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и т.д. Точно можно сказать, что каждый человек говорит непотребные слова. Но есть в нашей стране люди, которым чуждо использовать такую лексику. Такие люди понимают важность демонстрации своих мыслей и домыслов. Они при совершении какой-либо оплошности не выкрикивают на всю улицу «трёхэтажным матом», а спокойно и рассудительно принимают свои мысли в порядок и обмолвливаются парочкой душевных фраз из допустим любимой книги. Такие люди не станут в диалоге со своим собеседником, употреблять непотребные слова. Именно на таких людях держится культура речи Россиян. Многие, используя нецензурную брань, задавались вопросом откуда же появилась эта брань. Гипотезы:
1) Нецензурные ругательства «по матушке» были заимствованы русскими у монголо-татар. Это утверждение – из разряда, что во всём плохом у нас до сих пор виновато Монголо-татарское иго.
2) Существует другая гипотеза, что матерные слова на Руси когда-то имели разное значение, например, двойное. Но со временем одно из значений вытиснилось, или они были слиты воедино, превратив значение слова в негативное.
3) Маты были связаны с древними языческими обрядами славян. Славяне произносили их в трудную минуту, обращаясь за помощью к магической силе. Первоначальное языческое происхождение матерной брани, которая выражала сакральные проклятия, заставляло связывать её и с иными конфессиональными различиями.
4) Мат был у народа как слова обереги, должны были защищать от злых духов и изгонять всякую нечисть.
5) Существует даже теория, что нецензурная брань присутствовала на Руси уже в период формирования.
Факты:
Ø Одним из упоминаний о странной привычке русских говорить нецензурными словами историки находят в 1480 году, когда князь Василий III наравне с сухим законом требовал от народа перестать сквернословить. Затем Иван Грозный велел "кликать по торгам", чтобы мужики "матерны бы не бранились и всякими б непотребными речами скверными друг друга не укоряли".
Ø Но Раскопки академика Валентина Янина в Новгороде привели в 2006 году к открытию берестяных грамот с матами. Они намного древнее, чем приход в Суздальское княжество татар (1238 год). Что кстати поставило ЖИРНЫЙ КРЕСТ на вообще попытке историков увязать маты русских с языком татар. Маты на берестяных грамотах соседствуют с элементами финской лексики – т.е. летописи писали не славяне, а местные полу славянизированные колонисты Рюрика - финны. Это даёт основание для другой версии – мат принесли финно-угры, к тому же есть предположение, что вся Центральная Россия – это земля финских народов, которые пришли на неё с Волги за века до рождения Чингисхана и Батыя.
3. Сквернословие в наши дни.
Вы знали, что в среднем человек ругается 146 000 раз за всю жизнь. Не верите. Эти цифры допустимы, если человек использует в своём общении минимум 10 нецензурных слов в день. Россиянин, начавший своё существование в начале 21 века способен потребить и больше, намного больше слов, входящих в список нецензурной брани за сутки.
По своему опыту знаю, что нынешнее поколение в основном набирается грязных слов ещё в начале младшей школы, кто-то от родителей услышал, кто-то от прохожего услыхал, а кто-то вовсе от одноклассников. Существует много причин сквернословия, вот несколько основных: Желание показать превосходство над другими людьми. Громкая бранная речь, произнесенная на повышенных тонах с резкими негативными эмоциями, вызывает у людей страх. Тем самым человек хочет показать окружающим, что он ничего не боится и сильнее остальных. Демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов.
Мат распространяется как вирус от одного подростка к другому. И если раньше нецензурное ругательство осуждалось обществом, то теперь большинство людей воспринимает это как обычный повседневный разговор.
Часто употребляя нецензурную лексику, юноши и девушки не замечают, что уже не могут от неё мгновенно отказаться. Мат - как паразит, придется постараться, чтобы избавится от его потребления.
Можно выделить несколько основных мотивов почему современные люди матерятся:
ü Оскорбление оппонента.
ü Попытка сделать собственную речь более эмоциональной.
ü В качестве междометий.
ü Для снятия психологического или физического напряжения у того, кто говорит.
ü Для привлечения внимания. Например, многие музыканты, дабы выглядеть особенными, используют в своих песнях ненормативную лексику.
ü В целях успешной адаптации в определенной среде, в которой матерные слова заменяют собою обычные.
ü Как дань моде.
Примером зависимости от «матершины» могут послужить взрослые средних лет, которые в случаях неудачи или при совершении ошибки могут выговориться «вагоном и маленькой тележкой брани».
Находя информацию по данной теме в интернете, я наткнулся на занимательное высказывание такого автора как Юлия Шамшурина. Смысл её высказывания заключается в том, что привычка некультурно выражаться может привести к психическим девиациям, то есть к отклонению от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. «Всем, кто любит использовать ненормативную лексику без видимых на то причин, стоит задуматься о собственном психическом здоровье. Дело в том, что это может быть не безобидная привычка, а один из симптомов шизофрении, прогрессивного паралича или синдрома Туретта. В медицине даже есть несколько специальных терминов для обозначения психических девиаций, связанных с матом - копролалия (непреодолимое желание ругаться без повода), копрография (влечения к написанию ненормативной лексики) и копропраксия (болезненное стремление показывать неприличные жесты) ».
4. Способы решения данной проблемы.
Правительство ведёт борьбу с сквернословием. Согласно Статье 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство, наказываемое штрафом или административным арестом.
Но важно понимать, что такой борьбы недостаточно. Человек сам должен отвергнуть сквернословие из своей речи. Человек должен понять то, что такого рода фразы не красят его культуру речи, а совсем наоборот портят и истощают.
Хочу предложить способы решения данной проблемы:
Первым и, пожалуй, самым действенным способом является контроль родителей над ситуацией, то есть если в двух словах, то родитель с самого рождения ребёнка приучает малыша к тому, что «маты — это плохо».
Вторым способом является ужесточение Статьи 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Но я считаю, он будет менее эффективным). Другими словами, повышение штрафов, появление специальных спецслужб и тому подобное.
В процессе написания доклада я проводила анкетирование среди студентов ГАПОУ МО «Кандалакшский индустриальный колледж». Результаты следующие:
На вопрос «Вы используйте мат в своей речи?» учащиеся ответили:
48% ответили – «да, часто»
42% ответили – «да, но редко»
И лишь 9% ответили – «нет, стараюсь этого не делать»
А на вопрос «Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?»:
35% ответили, что борьба с нецензурной лексикой бесполезна.
Ровно 50% решили с ней бороться, но они не верят, что от её можно стереть наверняка.
И 15% ответили, что борьба необходима в любом случае
На вопрос «Как бороться со сквернословием?» люди ответили по-разному:
Системой штрафов - 23%
Воспитанием - 13%
Самовоспитанием - 63%
На вопрос «Хотел бы ты, чтобы твои дети употребляли в своей речи нецензурные слова?»:
Да - 16%
Нет - 84%
По результатам проведенного исследования видно, что отношение к бранным словам у опрошенных студентов разное. Но можно сделать выводы, что большинство не хотят, чтобы их дети грязно выражались.
Как показало анкетирование, видно, что отношение к бранным словам у опрошенных студентов разное. Большинство юношей и девушек используют в своей речи нецензурную брань. Многие слышат нецензурную брань у себя дома, и вероятно относятся к этому, как к норме. Чаще всего подростки используют ненормативную лексику, чтобы выразить свои сильные эмоции и чувства (как положительные, так и отрицательные), что подтверждает нашу гипотезу, а также, чтобы продемонстрировать свою взрослость или «быть как все». Большинство верят, что, следуя самовоспитанию, получится решить данную проблему. Я согласна с мнением большинства так, как только тогда человек возьмётся за решение проблемы всерьёз, когда сам увидит её глобальность.
5. Заключение
Изменение ценностей, идеалов и установок общества молодёжная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, т. е. чувство взрослости. Но мало кто знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Следовательно, сквернословие используется людьми, которые имеют невысокий интеллектуальный уровень, заниженную самооценку, низкий уровень коммуникативных навыков, низкий уровень социальной адаптации.
Культура речи в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённое явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, слабости. Думаю, что каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? Ключевая идея проекта - внушить обучающимся мысль, что личный и профессиональный успех напрямую обуславливается «имиджем» человека. Правильная, красивая речь, без сквернословия – залог жизненного успеха и обязательная составляющая гармоничного развитию личности. Еще известный лексикограф Владимир Даль писал: «С языком, человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
Список используемой литературы.
1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное писание. Москва: «Астрель»: АСТ, 2007 г.
2. Курушина Т. А. и др. Русский язык 5-9 классы. Интеллектуальный марафон. Волгоград: «Учитель». 2009 г.
3. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru
4. Нецензурная брань, ее пагубная сущность. М., Благо, 2000 г.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва, ОНИКС, Мир и образование, 2007.
Электронных ресурсы.
1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/161654
2. https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/383696/otkuda-poshli-matyi-istoriya-proishojdenie-i-interesnyie-faktyi
3. https://masterok.livejournal.com/6182581.html
4. https://newsland.com/community/3652/content/proiskhozhdenie-russkogo-mata/1869531
5. https://otari.mirtesen.ru/blog/43976016394/Istoriya-russkogo-mata#:~:text=История%20русского%20мата%20берет%20свое,гипотез%2C%20изначально%20«мат»%20значит%20«голос»
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_мат