Высшая школа делового администрирования
Конференции

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ОКАЗАНИЯ АДРЕСНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «500+»

Кузнецова Наталья Николаевна,
канд. биол. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии АО ИОО,
Бронникова Светлана Энгельсовна,
директор,
МБОУ «Ластольская СШ» Приморского района Архангельской области,
Любова Надежда Николаевна,
зам. директора по УВР
Пустошинский филиал МБОУ «Ластольская СШ» Приморского района Архангельской области,
Селиванова Юлия Сергеевна,
методист кафедры педагогики и психологии АО ИОО
Одной из задач современного образования является поиск такой организации образовательного процесса, которая позволит наряду с формированием у обучающихся знаний развивать их личностный потенциал и стремление к самообразованию.
Министерство просвещения РФ с 2020 года реализует проект «500+» под лозунгом «Важен каждый ученик». Предполагается, что реализация данного проекта усилит работу образовательных организаций по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении. Для реализации проекта в регионах предлагается разработать методики адресной поддержки школ с низкими образовательными результатами, в том числе и по вопросам содержания и методики обучения.
На уровне региона также реализуется образовательная политика, определенная документами федерального законодательства. Распоряжением Министерства образования Архангельской области от 12.07.2021 г. № 1224 утверждена Региональная программа по совершенствованию механизмов управления качеством образования в Архангельской области на 2021-2024 годы, определены показатели результативности и перспективный план реализации Программы. Разработчиками Программы выделяются основные тенденции развития образования Архангельской области, в том числе развитие эффективных механизмов управления качеством образования, повышения качества общего образования, создание условий для самореализации и развития способностей, создание условий для реализации принципа индивидуального подхода (индивидуализации), с учетом запросов личности. В зоне особого внимания на локальном уровне поставлена задача накопления и обработки методик и технологий, позволяющих педагогам отслеживать индивидуальный прогресс ребенка, повышение мотивации к саморазвитию.
МБОУ «Ластольская СШ» Приморского района Архангельской области является стратегическим партнёром ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования» (АО ИОО) по реализации актуальных задач развития образования в Архангельской области. В школе последовательно реализуется работа, направленная на повышение качества образования и позиционирование результатов: школа является победителем Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровье – для образования, Образование – для здоровья», выступила в качестве базовой площадки по разработке и апробации регионального Стандарта по направлению «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» (дошкольный возраст) (Стандарт утвержден Министерством образования Архангельской области, 2020 г.). Педагоги школы являлись призерами и победителями различных Всероссийских и областных конкурсов работников образования («Воспитать человека», «Учитель здоровья России - 2019» и других). Также у педагогов есть много достижений на уровне Приморского района. Учащиеся МБОУ «Ластольская СШ» ежегодно становятся победителями и призёрами Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсов.
Однако, при проведении общей оценки качества обучения в одном из филиалов - «Пустошинская средняя школа - детский сад» МБОУ «Ластольская СШ» выявлены три рисковых профиля:
Риск 1: «Высокая доля обучающихся с рисками учебной не успешности»;
Риск 2: «Низкая учебная мотивация обучающихся»;
Риск 3: «Пониженный уровень школьного благополучия».
Количество обучающихся в филиале на 01.09.2021 г.41 учащийся. В школе 9 классов-комплектов. На уровне начального образования –2 класса - комплекта, на уровне основного общего образования – 5 классов-комплектов, на уровне среднего общего образования – 2 класса-комплекта. Кадровый потенциал составляет 15 человек, из них 2 внешних совместителя.
Руководством образовательной организации проведен проблемный анализ фактического состояния школы с использованием SWOT- анализа внешней и внутренней среды образовательной организации. С учетом анализа имеющихся условий, основных рисков и ресурсов школы для преодоления рисков разработаны «Концепция развития», «Среднесрочная программа развития» на период до 2023 г., локальные программы противодействия рискам.
В настоящее время, с целью реализации стратегического партнерства ГАОУ ДПО «АО ИОО» и МБОУ «Ластольская СШ», разработана Программа научно-исследовательской работы «Планирование деятельности по повышению качества образования в малокомплектной образовательной организации для выполнения задач проекта оказания адресной методической помощи «500+». Реализация Программы НИР предполагается на базе образовательной организации. Задачи Программы направлены на решение вопросов минимизации последствий кумулятивного воздействия факторов риска, обусловленных спецификой деятельности ОО (малокомплектная школа), территориальной отдаленностью (островная территория в пойме реки Северная Двина), на развитие детей, и для обоснования внедрения индивидуально-дифференцированного подхода в обучении в филиале «Пустошинская средняя школа - детский сад».
Для повышения качества образования необходимо создать условия для развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Также следует повысить квалификацию преподавателей по вопросам организации взаимодействия с учениками, имеющими разный уровень учебных достижений и учебной мотивации и планирования индивидуальной работы с обучающимися.
Основанием для проведения данной работы явилось определение траектории развития ОО с учетом постановки задач в области повышения качества образования; специфики функционирования образовательной организации. Решению этой задачи может способствовать использование индивидуального подхода к обучению, основанного на использовании в педагогической практике знаний психологии, психофизиологии и возрастной физиологии. Анализ литературных источников показал, что сегодня индивидуальный подход на практике реализуется слабо и, как правило, не дает ожидаемого эффекта. Индивидуализация обучения, проявляющаяся в результате свободного выбора и творчества самого ученика, не стала массовым явлением в современной школьной практике. Принцип индивидуализации, проявляя историческую пластичность, модифицируется в начале ХХI века в принципы субъектности и системности обучения.
Целевым ориентиром реализации Программы является разработка плана действий по повышению качества образования и изменения показателей рисковых профилей (снижение рисков учебной не успешности и демотивации) на основе построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Задачами является изучение содержания и методики оказания адресной поддержки школ с низкими образовательными результатами в рамках реализации проекта «500+» Министерства просвещения Российской Федерации, изучение теории и практики индивидуально - дифференцированного подхода в обучении на современном этапе развития образования, оценка возможности использования данного подхода для качественного изменения показателей рисковых профилей. В качестве частных задач исследования предполагается изучение биологических причин, социальных детерминант и психологических факторов, обуславливающих эффективность применения индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
В основе работы предполагается реализация модели, включающей прогностический этап, мотивационное, содержательное, процессуальное и оценочно - результативное обеспечение. Нами определены эмпирические и психодиагностические методы исследования, методы сравнительного анализа. Результатом работы будет являться план действий по повышению качества образования и изменения показателей рисковых профилей (снижение рисков учебной не успешности и демотивации) и обоснование применения индивидуально-дифференцированного подхода в условиях малокомплектной школы для повышения качества образования.
Использованная литература:
1.         Аникеев В.А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода в обучении / автореферат диссерт. канд. пед. наук, disserCat http://www.dissercat.com/content/usloviya-effektivnoi-realizatsii-individualnogo-podkhoda-v-obuchenii#ixzz55nD59XhK
2.         Кузнецова Н.Н., Бронникова С.Э. Создание условий для обучения в малокомплектной школе на основе индивидуально-дифференцированного подхода / Сборник материалов Всероссийской педагогической конференции «Оценка качества образования и эффективности функционирования образовательной организации» (Екатеринбург), 4-31.01.2021 (Том 1). - Стр. 144-149
3.         Кузнецова Н.Н., Бронникова С.Э., Любова Н.Н. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении ребенка с НОДА с использованием технологий дистанционного обучения / Сборник материалов Всероссийской педагогической конференции «Современные методы реализации систем дистанционного образования» (секция «Инклюзивное и коррекционное образование» (Екатеринбург) 9-28.02.2021, Том 2. – Стр.51-56
4.         Кузнецова Н.Н., Бронникова С.Э., Любова Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как технология личностного развития в современном образовании (THE INDIVIDUAL WAY OF EDUCATION AS PERSONAL DEVELOPMENT TECHNIQUE) / Электронный научный журнал «Севастопольский педагогический вестник». – 2021. - №5.
5.         Устинова Е.В. Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении / Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 3. – С.74 – 77
https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pedagogicheskie-osnovaniya-individualnogo-podhoda-v-obuchenii/viewer
6.         Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст / «Инновации в образовании». – Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. – № 4. - С. 18-23
https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-kak-innovatsionnaya-ideya-sovremennoy-pedagogiki-istoriko-kulturnyy-kontekst/viewer
Январь 2022