Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР)

Зорина Марина Германовна,
Учитель начальных классов,
ГКОУ УР «Школа № 47» г. Ижевск
Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы увеличивается число детей с задержкой психического развития. Каждый ребенок с ЗПР нуждается в индивидуальном подходе, в процессе работы необходимо ставить индивидуальные задачи для каждого ученика, исходя из того, насколько снижен общий запас знаний, насколько нарушено внимание и интеллектуальное развитие. Педагогу необходимо владеть специальными знаниями и умениями, иметь определенные личностные качества, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным.
Особенности ребенка с задержкой психического развития
·           Восприятие. Замедленно и фрагментарно. Могут возникать трудности при формировании зрительных образов. Это нужно учитывать при обучении, т.е. для лучшего усвоения материала, таким детям необходимы наглядные пособия.
·           Внимание. Поверхностно и кратковременно. Малыш часто отвлекается, есть сложности с тем, чтобы сфокусироваться на какой-то задаче. Есть проблемы с пониманием того, какой стимул действительно важен для концентрации на нем, а какой – нет.
·           Память. Характерна слабая избирательность, мозаичность запоминания материала. Характерен низкий уровень самоконтроля, наглядные образы запоминаются лучше, чем слуховые.
·           Мышление. Невозможно абстрактно-логическое мышление (без помощи взрослых). У детей возникают трудности со сравнением, построением собственных умственных заключений, формированием выводов по той или иной ситуации.
·           Речь. Скудность словарного запаса. Наблюдается нарушение артикуляции многих звуков. В большинстве случаев речь упрощена, потому что ребенку трудно выстраивать сложные предложения и умозаключения. Часто сочетается с дислексией и дисграфией.
·           Эмоциональная сфера. Такие дети легко внушаемы, у них может резко меняться настроение (периоды эмоционального подъема быстро сменяются апатичным состоянием). Они редко проявляют инициативу, поэтому идут на поводу у своих сверстников.
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Можно выделить некоторые способы реализации принципов индивидуального подхода в обучении и оказания дифференцированной помощи детям с ЗПР в освоении предметных материалов:
·           Подбор заданий, усиливающих активность ребенка, увеличивающих потребность в познавательной деятельности;
·           Варьирование темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;
·           Индивидуальный подход;
·           Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями;
·           Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
·           Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
·           Использование многократных упражнений;
·           Проявление большого такта со стороны учителя;
·           Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
·           Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
·           Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут.
Ведение уроков в специальных коррекционных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.
С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими пор­циями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
·           дополнительные наводящие вопросы;
·           наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
·           приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
·           помощь в выполнении определенных операций;
·           образцы решения задач;
·           поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.
Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.
Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:
·           задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
·           задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
·           задания контрольного характера и т.д.
Таким образом, выполняя все рекомендации по созданию урока с индивидуальным учетом способностей ребенка, возможна коррекция его способностей, знаний и умений.

Январь 2022