Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА С ВОСПИТАНИЕМ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗМА. КРАТКИЙ ОБЗОР ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ НА ДОРОГЕ

Евсеева Марина Сергеевна,
Воспитатель,
Митькина Татьяна Анатольевна,
Воспитатель,
МАДОУ Буревесниковский детский сад,
Нижегородская область, Богородский район, п. Буревестник
Связь детского травматизма с воспитанием и психофизическими особенностями организма. Краткий обзор факторов, влияющих на детский травматизм на дороге
Неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к дорожно-транспортным происшествиям, может быть обусловлено как недостатками воспитания необходимых навыков соблюдения правил дорожного движения, так и причинами, заложенными в самом ребенке. У разных детей наблюдаются различия в важных для безопасного поведения на дороге функциях организма, например, во внимании, восприятии (обстановки, сигналов), способности быстро и правильно реагировать на предупредительные сигналы и сигналы опасности. Дело в том, что возможности детей ограничены в силу их возрастных и индивидуальных особенностей, устанавливающихся в процессе жизни или приобретающихся по наследству.
Периоды роста сменяются периодами развития. И сами эти периоды неравномерны и неодинаковы по содержанию. Их можно представить, как ряд волн активизации.
Для каждого этапа развития ребенка характерны своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.
Дети до 6 лет как правило ходят в детский сад с родителями, не выпуская их рук. На родителей ложится своевременное обучение умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример - это самая доходчивая форма обучения для ребенка.
Шести – семилетний возраст выделяется как кризисный, так как он ходит в старшую группу детского сада и готовится пойти в школу. В организме ребенка в это время происходят действительно кардинальные изменения в физическом и психическом развитии. Так, механизмы восприятия, внимания 5-ти и 7- летнего ребенка существенно отличаются. Восприятие у дошкольников непосредственно, внимание непроизвольно. Они воспринимают окружающие предметы, особенно те, которые находятся в непосредственной близости. Поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, которые несут эмоциональную нагрузку.
В 7 лет роль эмоционального восприятия сохраняется. Если мы хотим привлечь внимание ребенка к дорожным знакам, плакатам, играм, то должны сделать их яркими, способными оживить образное мышление ребенка. К тому же 7-летние дети обладают абсолютной чувствительностью к цвету. В то же время, с возрастом улучшается так называемая различительная чувствительность к оттенкам цветов, что обуславливается подключением ряда психических функций к анализу цветных ощущений.
Прогрессивной чертой 7-летнего возраста является способность к самоорганизации, к проявлению самостоятельности в мыслях, в действиях. Наличие этих способностей играет немаловажную роль при переходе ребенком проезжей части улицы.
Для того, чтобы сориентироваться на дороге, заметить важные для безопасности объекты, ребенок должен быть внимателен. К сожалению, внимание 7-летнего ребенка неустойчиво, он легко отвлекается. Это связано с тем, что многие функции организма находятся не стадии становления. Ко всему прочему, дети этого возраста часто и легко падают. Это происходит из-за несовершенства физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие тела или его восстановление.
Среди факторов, влияющих на привычку детей соблюдать ПДД, мы посчитали важным тот факт, нужно ли ребенку по пути в, например, в детский сад, переходить дорогу. Как показывает практика, родители, чьи дети вынуждены переходить дорогу каждый день, беседуют со своими детьми о ПДД нисколько не чаще, чем те, дети которых не переходят дорогу по пути куда-либо. И показатели соблюдения ребенком ПДД также не зависят от этого фактора.
С одной стороны, сопровождая детей, родители помогают им избежать трудных ситуаций на дорогах. Но, с другой стороны, если ребенка всегда водить за руку, то он и не научится самостоятельно переходить дорогу, ему просто негде будет применить свои знания ПДД. А, следовательно, образуется зона риска.
Посмотрим, как меняется понимание родителями необходимости напоминания детям о ПДД в зависимости от возраста ребенка.
Чем старше становится ребенок, тем реже родители напоминают ему о ПДД. Поэтому чем старше становится ребенок, тем больше внимания необходимо уделять изучению им правил дорожного движения. Пока же все происходит с точностью да наоборот. Отцы немного чаще напоминают детям о ПДД, чем матери. Респонденты из обеспеченных семей чаще проявляют заботу о соблюдении ребенком ПДД чем те, кто более ограничен в средствах. В семьях, где принято беседовать с ребенком о ПДД, дети чаще соблюдают правила дорожного движения.
На оценку родителями работы школы по изучению ПДД влияет их информированность о проведении в школе подобных мероприятий, соблюдение ребенком правил дорожного движения и понимание родителями актуальности данной проблемы и необходимости самим соблюдать ПДД.
Анализируя работу детских садов по изучению ПДД, особое внимание
Родители, которые сами соблюдают правила дорожного движения, чаще отмечают проведение практически всех мероприятий. А родители, которые не всегда соблюдают ПДД, чаще не знают, какие мероприятия проводятся в детском саду, связанные с изучением ПДД: видимо, для них тема профилактики детского дорожного травматизма просто не интересна, и они не акцентируют свое внимание на работе школы по этой проблеме.
А проблема есть! 80 % ДТП в которые попадают дети от 5 до 15 лет происходят в радиусе 1 (одного) километра от места их проживания. А 95 % этих происшествий происходит в одних и тех же, повторяющихся, типичных ситуациях. Т.е. если правильно объяснить ребенку, начиная с походов в детский сад, эти ситуации и несколько раз прогуляться в радиусе 1 км вокруг, выяснив с ним потенциально опасные места, то шансов у ребенка попасть под машину будет намного меньше.
Все наезды на детей по оценке действий можно разделить на три типичные группы: дети находятся в поле зрения водителя на достаточном расстоянии; внезапное появление детей в поле зрения водителя (когда нет посылок или когда ДТП предшествовало появлению на дороге какого–либо предмета – мяча и др.); наезды на детей в зоне знака «Дети», либо остановочного пункта.
Наиболее распространенными нарушениями ПДД несовершеннолетними пешеходами являются: переход проезжей части в неустановленном месте (54%), неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта (11%), игра на проезжей части (7%). По вине несовершеннолетних водителей (управление велосипедами, скутерами и мопедами) произошло (20%) ДТП.
Дети могут выбегать, не осмотревшись, из-за стоящих автобусов, грузовиков, из-за кустов и других помех обзору. Они могут увлечься разговором или заиграться прямо на проезжей части. Либо побежать к автобусу через дорогу.[11]
Важно не упустить этот период и использовать его для целенаправленного развития у ребенка тел качеств, благодаря которым он будет в силах противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах.
Многие приспособительные функции организма в это время снижаются. Функциональное состояние центральной нервной системы неустойчиво, повышается возбудимость, отвлекаемость внимания, вероятность попадания учащихся под машину. Выработать многие навыки правильного поведения на дороге становится труднее. Поэтому основные воспитательные мероприятия, направленные на профилактику ДТП, желательно проводить до наступления подросткового возраста [2].
Вывод таков, как можно больше надо проводить мероприятий в дошкольных учреждениях по изучению ПДД и профилактике детского дорожного травматизма, при этом работать не только с детьми, но и с родителями.
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Задача заведующего дошкольным учреждением – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
К моменту поступления в школу дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них, должны знать основные правила для пешеходов и пассажиров.
Список используемой литературы
1.                       Коршаков И.К. Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда. – М.: Транспорт,1988.– 142 с.
2.                       Психология управления. Автотранспортная психология. Учебное пособие. Курганов В.М. Под ред. Шикуна А.Ф.– М.: «Приор–издат», 2004.–144 с.
3.                       Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом». Учебно– методическое пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы. Издательский дом «МиМ», 2007 г., СПб.
4.                       Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. «Пешеход на дороге». Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. СПб., 2018 г.
5.                       Д. Кебельсберг «Транспортная психология», Издательство «Транспорт», 2002 г.
Январь 2022