Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФИДБЕК (ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ) В ОБУЧЕНИИ

Семенова Оксана Николаевна,
учитель,
МАОУ «Школа с углубленным изучением
отдельных предметов №85»
город Нижний Новгород
В связи с реформами содержания среднего образования учитель должен выполнять все больше ролей. Те педагоги, которые умеют только передавать знания, уже не нужны.
Различные роли учителя будут помогать ему успешно руководить классом и его работой. Например:
Роль
Учитель
1
Планировщик
планирует урок, прогнозирует возможные проблемы, выбирает и адаптирует материалы
2
Управляющий
организует учебное пространство, следит за порядком в классе и устанавливает правила поведения и взаимодействия
3
Наблюдатель
наблюдает за классом в течение самостоятельной или групповой работы в процессе обучения, проверяет состояние учебного процесса и оказывает поддержку в случае необходимости
4
Посредник
предоставляет возможность обучения, помогает учащемуся работать с источниками и развивать самостоятельность.
5
Диагност
предвидит и снимает сложности в обучении
6
Языковой ресурс
помогает учащимся в решении языковых проблем (подбор лексики и т.д.)
7
Оцениватель
устанавливает уровень владения языком и отношение учащихся к учебному процессу, используя формальную и неформальную оценку
8
Дипломат
создает доброжелательные взаимоотношения и хорошую атмосферу
Одними из важнейших ролей учителя является наблюдение и оценка. Однако давать оценку знаниям учащегося нужно, учитывая возраст, личностные качества, характер. Это называется фидбеком.
Если точнее, то фидбек – это обратная связь. В классе фидбек может осуществляться по схеме «учитель-учащийся/учащиеся» или «учащийся-учащийся».
Задачи фидбека:
·           мотивировать;
·           поощрять автономность;
·           помогать понять проблемы в обучении и пути их решения.
Ключевая характеристика фидбека, отличающая его от стандартной оценки, – наличие описания одинакового количества хороших и отрицательных черт.
Сравните:
"прилагательные в произведении употреблены почти повсюду неправильно, ты тоже совсем не понимаешь местоимений - изучи их"
“ты хорошо употребил грамматические формы, структура твоего произведения очень четкая, и нужно немного поработать над употреблением прилагательных и местоимений”
Еще примеры:
Пример
Объект
Цель
Устно: "Вы справились очень хорошо, получилось гораздо лучше, чем в прошлый раз - вы действительно обратили внимание на презентацию".
Прогресс, усилия ученичества, достижения
Поощрение
Устно: «Посмотри еще раз на номер четыре. Там есть проблема с орфографией и, я думаю, там больше, чем две ошибки”.
Язык и содержание
Указываем, где была проблема и помогаем понять, что нужно сделать, чтобы ее решить.
Письменно: Какая замечательная история! Ты использовала прилагательные очень хорошо на этот раз, и несколько раз ошиблась в прошедших временах – стоит просмотреть неправильные глаголы в конце учебника”.
Содержание
Идеи
Язык
Как положительные стороны, так и стороны, над которыми необходимо работать
Личное мнение относительно работы ученика
Определение “+” и “–” в работе
Определение материала, с помощью которого можно улучшить знания
В классе:
– учитель может осуществлять фидбек на всех этапах урока, например:
·           в начале урока, во время комментирования работы, которую учитель оценил из предыдущих уроков
·           в течение определенного вида деятельности, когда учитель наблюдает за работой в парах или в группах
·           в конце определенного вида деятельности, когда учитель подводит итоги работы.
- фидбек, который может быть несколько неудобным для учащегося, следует предоставить лично и не при всем классе.
И,самое главное,нужно помнить;чтобы предоставить и получить качественную обратную связь, нужно анализировать действия учащегося и следить за его прогрессом. Избегать этого — значит терять значительную часть потенциала. Одни не узнают о своих ошибках, а другие не получат мотивации.
Январь 2022