педагог дополнительного образования,
МБУДО «НДХШ»,
г. Невьянск
Тема занятия. «Памятники архитектуры города Невьянска».
Дата проведения. Май 2020 г.
Состав учебной группы (количество детей, присутствующих на занятии, количество мальчиков, девочек, возраст). В группе 10 человек: девочек и мальчиков 9 - 11 лет.
Цель учебного занятия. Знакомство с архитектурой города Невьянска.
Задачи.
1.Образовательная:
- познакомить с историей города (кратко),
- знакомство с формированием городского пространства,
- знакомство со зданиями – памятниками архитектуры.
2. Развивающая:
- развитие внимания, памяти,
- развитие воображения,
- развитие у учащихся умения определять стиль в архитектуре,
- развитие логического мышления, способствовать к анализу.
3. Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к культуре родного края,
- воспитывать гармонически развитую личность.
Форма учебного занятия: экскурсия по городу.
Форма организации работы исследовательская.
Образовательные технологии. Общепедагогическая.
Материально-техническое оснащение занятия: городская среда.
План занятия.
План
I. Организационный момент. 3 минут
II. Изучение нового материала:
1.Знакомство с историей города через памятники архитектуры.8 минут
2. Изучение места расположения здания художественной школы.3 минут
3. Стиль классицизм в архитектурном облике Невьянска. 10 минут
4. «Соседи» зданий 19 века. 7 минут
III. Итог урока.
Что нового узнали о нашем городе, о зданиях, которые проходим каждый день, идя в художественную школу. Черты стиля классицизм в архитектуре города Невьянска. 4 минут
Ход занятия.
I.Организационный момент. 5 минут.
Педагог: 1.Приветствие учащихся,
2.Проверка присутствующих.
3. Объяснение техники безопасности на экскурсии.
Ученики: Приветствие учителя.
II. Изучение нового материала:
1. Знакомство с историей города через памятники архитектуры. 8 минут
Педагог: С 20 по 31 августа 1742г. в Невьянском заводе побывал известный ученый Иоганн Георг Гмелин. Он так описал увиденное поселение. «На левом или западном берегу, напротив плотины находится деревянная четырехугольная крепость, которая была построена для охраны и защиты от нападений на строящийся завод. В крепости семь башен, три из которых являются воротами. От этих ворот идут три дороги."
В 1710 году на территории завода, внутри окружавшей его крепостной стены, была построена Спасо-Преображенская церковь. В декабре 1826-го г. церковь сгорела. Одна из башен находилась правее церкви.
" Вне крепости стоят около 80 дворов местных жителей, причем большинство из них расположены за крепостью на западном, а некоторые – на восточном берегу реки. Дома стоят в одну линию и имеют широкие улицы, но в некоторых местах есть очень узкие улицы. Они во все времена года чистые, несмотря на то, что нет мостов и они не мощеные. Вдоль домов прорыты канавы, имеющие стоки."
Вспомнит несколько фактов: год основания нашего города? Кто является основателем города?
Ученики: 1701 г. Петр 1 и Никита Демидов.
2. Изучение места расположения здания художественной школы. 3 минут
Педагог: Мы находимся в историческом центре нашего города. Пересечение дорог. Как называются улицы, на которых мы сейчас находимся?
Ученики: Ул. Профсоюзов, Матвеева
3. Стиль классицизм в архитектурном облике Невьянска. 10 минут
Педагог: В 18, 19 веках названия улиц были другие, но расположение тоже самое.
За порядком в селении наблюдали полицейские. Здание полицейского стана находилось вблизи от центра Невьянска, на Большой Московской улице (ул.Профсоюзов, 4).Полицейский стан размещался в бывшем двухэтажном каменном доме торговца бакалеей, колониальными товарами и железными изделиями Якова Евстафьевича Короткова (первый этаж занимала торговая лавка: в торце и фасаде чётко просматривается заложенный вход в лавку).
На втором этаже жил становой пристав первого стана, во флигеле, расположенном во дворе усадьбы, находилась канцелярия, а рядом - помещение, где содержались арестованные.
После разоружения царской полиции в марте 1917 г. в Невьянске была организована народная милиция. Первое время она оставалась в этом здании, а вскоре была переведена в другое. Первым начальником милиции был А.А. Алексеев.
В 1920-е гг. в здании разместился Дом Союзов, в 1950-х гг. его занимала библиотека. В 1960-х гг. здание расширено: справа сделан двухэтажный пристрой.
24 октября 1963 г. в этом здании открылась детская музыкальная школа. Первое время она имела два отделения: фортепиано и баяна, на которых обучалось 63 учащихся. Работало в школе три преподавателя: О.Г. Никитин, А.А.Овесеньян, В.Г.Кушнарев. Основателем школы и её первым директором стал Вячеслав Григорьевич Кушнарёв. В 1964 г. открыт класс духовых инструментов, в 1967 - вечернее отделение, затем - хоровое. В 1991-92 гг. ДМШ переехала в новое здание - бывшего горкома партии (сегодня в школе работают 24 преподавателя, на 6 отделениях обучается около 200 учащихся).
В здание на ул. Профсоюзов въехала детская художественная школа, открывшаяся в 1977 г.
Какие архитектурные элементы мы с вами отметим?
Ученики: Ученики описывают, сравнивают с ранее увиденными зданиями.
Педагог: ул. Профсоюзов, 1
улица Большая Московская, 2 стоит двухэтажный каменный дом, принадлежавший Евгению Фёдоровичу Третьякову - старообрядцу и потомственному сапожнику.
Фасад дома богато декорирован элементами из тесаного кирпича. Наличники окон завершаются вверху сандриками в виде геометрических гирлянд. Фасад венчает сложно декорированный фронтон с аттиком, между столбиком выполнен парапет, имитирующий балюстраду. Межэтажные тяги зубчатые, с применением кирпичных сухариков. Фасад расчленён ритмически повторяющимися лопатками.
Имели Третьяковы лавку с постоянной торговлей на площади в Невьянске, продавали сапоги в Ирбите, на окрестных заводах, выполняли заказы для приисков.
Ул. Матвеева, 6
Рядом с домом Третьякова, на углу, расположено двухэтажное каменное здание, где ныне размещается дежурная часть Невьянского ОВД и ГИБДД (ул. Большая Московская, 3 / Матвеева, 6). Этот дом принадлежал торговцу мануфактурой и готовым платьем Николаю Степановичу Швецову, а его жена - Елизавета Андреевна - занималась мучной и хлебной торговлей. Вероятно, после революции дом был продан Левшину, бежавшему в 1919 г. с белыми.
Пилястры первого этажа декорированы под руст, пилястры второго этажа - ступенчатыми клеймами. Верх окон второго этажа украшен сандриками. Тяга карниза декорирована зубчатым орнаментом. Над карнизом с двух сторон - щипцы с декоративными кирпичными столбиками по краям. Такие же столбики расположены по углам крыши. Вход располагался сбоку, в деревянном пристрое, с улицы Первой Новой.
Вывод: стиль классицизм. (Кратко рассказать о появлении стиля, о чертах, характерных для этого стиля в архитектуре, для примера посмотреть на Спасо- Преображенский собор).
Ученики: Ученики рассматривают архитектурные элементы, пытаются сравнить с чем-либо.
4. «Соседи» зданий 19 века. 7 минут.
Педагог: Рядом с художественной школой находится здание кинотеатра. Кинотеатр «Урал» (ул. Профсоюзов, 2) на 600 мест с двумя залами - голубым и розовым - открыт в декабре 1963 г. При кинотеатре работал кинолекторий. Работал буфет. В кинотеатре проводились вечера, торжественные городские мероприятия. В конце 2005 г. здание продано частному предпринимателю.
9 мая 1967 г. рядом с кинотеатром «Урал» был открыт памятник невьянцам, павшим за Советскую Родину в годы Великой Отечественной войны. Его автор - невьянский художник-скульптор Алексей Ефремович Надтока.
Дом Швецова и Левшина находился на улице, называвшейся Первой Новой и служившей одним из важных улиц-лучиков Невьянского завода. Ещё в демидовские времена по ней проходила имеющая большое значение дорога, которая вела на западную окраину Невьянска (Романовку), к складам древесного угля. По ней вывозили и продукцию завода. После пуска уральской горнозаводской железной дороги в 1878 г., по улице была проложена железнодорожная ветка, соединившая станцию Невьянск с заводом. Сначала по ней ходила вагонетка, запряжённая лошадьми. В советское время по ней тянули вагоны с заводской продукцией и сырьём паровозы, а с 1975 г. – тепловозы.
Во 2-й пол. 30-х г. облик города начинает резко меняться. В городе появляются первые многоэтажные дома – ИТР-овские. Для инженерно – технических работников завода.
Ученики:
III. Итог урока. 4 минуты.
Педагог: Что нового узнали о нашем городе, о зданиях, которые проходим каждый день, идя в художественную школу. Черты стиля классицизм в архитектуре города Невьянска.
Ученики: Ответы учеников.
Список литературы.
Очерки истории Невьянска, 2008 г.
Стариков А.А., Симиненко В.И. Невьянск, г. Екатеринбург, «Сократ», 2011