Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» НА ТЕМУ «ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА НЕВЬЯНСКА»

Медовщикова Екатерина Евгеньевна,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «НДХШ»,
г. Невьянск
Тема занятия. «Памятники архитектуры города Невьянска».
Дата проведения. Май 2020 г.
Состав учебной группы (количество детей, присутствующих на занятии, количество мальчиков, девочек, возраст). В группе 10 человек: девочек и мальчиков 9 - 11 лет.
Цель учебного занятия. Знакомство с архитектурой города Невьянска.
Задачи.
1.Образовательная:
- познакомить с историей города (кратко),
- знакомство с формированием городского пространства,
- знакомство со зданиями – памятниками архитектуры.
2. Развивающая:
- развитие внимания, памяти,
- развитие воображения,
- развитие у учащихся умения определять стиль в архитектуре,
- развитие логического мышления, способствовать к анализу.
3. Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к культуре родного края,
- воспитывать гармонически развитую личность.
Форма учебного занятия: экскурсия по городу.
Форма организации работы исследовательская.
Образовательные технологии. Общепедагогическая.
Материально-техническое оснащение занятия: городская среда.
План занятия.
План
I. Организационный момент. 3 минут
II. Изучение нового материала:
1.Знакомство с историей города через памятники архитектуры.8 минут
2. Изучение места расположения здания художественной школы.3 минут
3. Стиль классицизм в архитектурном облике Невьянска. 10 минут
4. «Соседи» зданий 19 века. 7 минут
III. Итог урока.
Что нового узнали о нашем городе, о зданиях, которые проходим каждый день, идя в художественную школу. Черты стиля классицизм в архитектуре города Невьянска. 4 минут
Ход занятия.
I.Организационный момент. 5 минут.
Педагог: 1.Приветствие учащихся,
2.Проверка присутствующих.
3. Объяснение техники безопасности на экскурсии.
Ученики: Приветствие учителя.
II. Изучение нового материала:
1. Знакомство с историей города через памятники архитектуры. 8 минут
Педагог: С 20 по 31 августа 1742г. в Невьянском заводе побывал известный ученый Иоганн Георг Гмелин. Он так описал увиденное поселение. «На левом или западном берегу, напротив плотины находится деревянная четырехугольная крепость, которая была построена для охраны и защиты от нападений на строящийся завод. В крепости семь башен, три из которых являются воротами. От этих ворот идут три дороги."
В 1710 году на территории завода, внутри окружавшей его крепостной стены, была построена Спасо-Преображенская церковь. В декабре 1826-го г. церковь сгорела. Одна из башен находилась правее церкви.
" Вне крепости стоят около 80 дворов местных жителей, причем большинство из них расположены за крепостью на западном, а некоторые – на восточном берегу реки. Дома стоят в одну линию и имеют широкие улицы, но в некоторых местах есть очень узкие улицы. Они во все времена года чистые, несмотря на то, что нет мостов и они не мощеные. Вдоль домов прорыты канавы, имеющие стоки."
Вспомнит несколько фактов: год основания нашего города? Кто является основателем города?
Ученики: 1701 г. Петр 1 и Никита Демидов.
2. Изучение места расположения здания художественной школы. 3 минут
Педагог: Мы находимся в историческом центре нашего города. Пересечение дорог. Как называются улицы, на которых мы сейчас находимся?
Ученики: Ул. Профсоюзов, Матвеева
3. Стиль классицизм в архитектурном облике Невьянска. 10 минут
Педагог: В 18, 19 веках названия улиц были другие, но расположение тоже самое.
За порядком в селении наблюдали полицейские. Здание полицейского стана находилось вблизи от центра Невьянска, на Большой Московской улице (ул.Профсоюзов, 4).Полицейский стан размещался в бывшем двухэтажном каменном доме торговца бакалеей, колониальными товарами и железными изделиями Якова Евстафьевича Короткова (первый этаж занимала торговая лавка: в торце и фасаде чётко просматривается заложенный вход в лавку).
На втором этаже жил становой пристав первого стана, во флигеле, расположенном во дворе усадьбы, находилась канцелярия, а рядом - помещение, где содержались арестованные.
После разоружения царской полиции в марте 1917 г. в Невьянске была организована народная милиция. Первое время она оставалась в этом здании, а вскоре была переведена в другое. Первым начальником милиции был А.А. Алексеев.
В 1920-е гг. в здании разместился Дом Союзов, в 1950-х гг. его занимала библиотека. В 1960-х гг. здание расширено: справа сделан двухэтажный пристрой.
24 октября 1963 г. в этом здании открылась детская музыкальная школа. Первое время она имела два отделения: фортепиано и баяна, на которых обучалось 63 учащихся. Работало в школе три преподавателя: О.Г. Никитин, А.А.Овесеньян, В.Г.Кушнарев. Основателем школы и её первым директором стал Вячеслав Григорьевич Кушнарёв. В 1964 г. открыт класс духовых инструментов, в 1967 - вечернее отделение, затем - хоровое. В 1991-92 гг. ДМШ переехала в новое здание - бывшего горкома партии (сегодня в школе работают 24 преподавателя, на 6 отделениях обучается около 200 учащихся).
В здание на ул. Профсоюзов въехала детская художественная школа, открывшаяся в 1977 г.
Какие архитектурные элементы мы с вами отметим?
Ученики: Ученики описывают, сравнивают с ранее увиденными зданиями.
Педагог: ул. Профсоюзов, 1
улица Большая Московская, 2 стоит двухэтажный каменный дом, принадлежавший Евгению Фёдоровичу Третьякову - старообрядцу и потомственному сапожнику.
Фасад дома богато декорирован элементами из тесаного кирпича. Наличники окон завершаются вверху сандриками в виде геометрических гирлянд. Фасад венчает сложно декорированный фронтон с аттиком, между столбиком выполнен парапет, имитирующий балюстраду. Межэтажные тяги зубчатые, с применением кирпичных сухариков. Фасад расчленён ритмически повторяющимися лопатками.
Имели Третьяковы лавку с постоянной торговлей на площади в Невьянске, продавали сапоги в Ирбите, на окрестных заводах, выполняли заказы для приисков.
Ул. Матвеева, 6
Рядом с домом Третьякова, на углу, расположено двухэтажное каменное здание, где ныне размещается дежурная часть Невьянского ОВД и ГИБДД (ул. Большая Московская, 3 / Матвеева, 6). Этот дом принадлежал торговцу мануфактурой и готовым платьем Николаю Степановичу Швецову, а его жена - Елизавета Андреевна - занималась мучной и хлебной торговлей. Вероятно, после революции дом был продан Левшину, бежавшему в 1919 г. с белыми.
Пилястры первого этажа декорированы под руст, пилястры второго этажа - ступенчатыми клеймами. Верх окон второго этажа украшен сандриками. Тяга карниза декорирована зубчатым орнаментом. Над карнизом с двух сторон - щипцы с декоративными кирпичными столбиками по краям. Такие же столбики расположены по углам крыши. Вход располагался сбоку, в деревянном пристрое, с улицы Первой Новой.
Вывод: стиль классицизм. (Кратко рассказать о появлении стиля, о чертах, характерных для этого стиля в архитектуре, для примера посмотреть на Спасо- Преображенский собор).
Ученики: Ученики рассматривают архитектурные элементы, пытаются сравнить с чем-либо.
4. «Соседи» зданий 19 века. 7 минут.
Педагог: Рядом с художественной школой находится здание кинотеатра. Кинотеатр «Урал» (ул. Профсоюзов, 2) на 600 мест с двумя залами - голубым и розовым - открыт в декабре 1963 г. При кинотеатре работал кинолекторий. Работал буфет. В кинотеатре проводились вечера, торжественные городские мероприятия. В конце 2005 г. здание продано частному предпринимателю.
9 мая 1967 г. рядом с кинотеатром «Урал» был открыт памятник невьянцам, павшим за Советскую Родину в годы Великой Отечественной войны. Его автор - невьянский художник-скульптор Алексей Ефремович Надтока.
Дом Швецова и Левшина находился на улице, называвшейся Первой Новой и служившей одним из важных улиц-лучиков Невьянского завода. Ещё в демидовские времена по ней проходила имеющая большое значение дорога, которая вела на западную окраину Невьянска (Романовку), к складам древесного угля. По ней вывозили и продукцию завода. После пуска уральской горнозаводской железной дороги в 1878 г., по улице была проложена железнодорожная ветка, соединившая станцию Невьянск с заводом. Сначала по ней ходила вагонетка, запряжённая лошадьми. В советское время по ней тянули вагоны с заводской продукцией и сырьём паровозы, а с 1975 г. – тепловозы.
Во 2-й пол. 30-х г. облик города начинает резко меняться. В городе появляются первые многоэтажные дома – ИТР-овские. Для инженерно – технических работников завода.
Ученики:
III. Итог урока. 4 минуты.
Педагог: Что нового узнали о нашем городе, о зданиях, которые проходим каждый день, идя в художественную школу. Черты стиля классицизм в архитектуре города Невьянска.
Ученики: Ответы учеников.
Список литературы.
Очерки истории Невьянска, 2008 г.
Стариков А.А., Симиненко В.И. Невьянск, г. Екатеринбург, «Сократ», 2011
Январь 2022 сценарий