Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАССЕ БЕЗ ТЬЮТОРА

Белогура Анна Викторовна,
Магистрант,
Южный федеральный университет,
учебная группа м-03-20пп-44.04.01-в1,
Педагог-психолог,
МБОУ СОШ № 38 города Шахты
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАССЕ БЕЗ ТЬЮТОРА
Аннотация: Актуальность темы обусловлена тем, что в малых городах, селах, районных центрах обучение детей с расстройством аутистического спектра происходит в общеобразовательном классе, где нет тьютора. Это связано с тем, что таких специалистов нет в школе и с отсутствием штатной единицы в тарификационном списке работников образовательного учреждения.
Мы полагаем, что это не является минусом, а наоборот этот факт является положительно влияющим на общеобразовательный процесс и школьную среду в целом. Но проблема все же возникает и связана она с тем, что учителям работающим в модели инклюзии не хватает знаний по организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, так чтобы такое взаимодействие было удобным для всех.
Ключевые слова: инклюзия, ребенок с расстройством аутистического спектра, инклюзивная модель обучения, тьютор.
Annotation: The relevance of the topic is due to the fact that in small towns, villages, district centers, the education of children with autism spectrum disorder takes place in a general education classroom where there is no tutor. This is due to the fact that there are no such specialists in the school and the absence of a staff unit in the tariff list of employees of an educational institution. We believe that this is not a disadvantage, but on the contrary, this fact has a positive impact on the general education process and the school environment as a whole. But the problem still arises and it is connected with the fact that teachers working in the inclusion model do not have enough knowledge on the organization of interaction of all subjects of the educational process, so that such interaction is convenient for everyone.
Keywords: inclusion, child with autism spectrum disorder, inclusive learning model, tutor.
Введение: Рассматривая данную проблему, прежде всего необходимо вести разговор, о том. Чтобы в классе было удобно всем.
Многие подходы современной науки, рассматривающие проектирование среды в общеобразовательном пространстве школы, рассматривают такие важные аспекты, которые направлены на поиск новых подходов, концепций. Существует высокий спрос на целостное дидактически структурированное концептуальное исследование в области инклюзивных практик, методические технологии для дифференцированного, направленного преобразования школьной среды для детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивное образовательное пространство, разнообразные психолого-педагогические и социальные структуры, элементы технологий и методы их рационального применения. На наш взгляд, вопрос развития и "формирования" образовательной школьной среды, проблема всесторонней социализации детей с РАС в окружающем мире, толерантное восприятие общества по отношению к этим детям остается недостаточно изученным.
И это «удобство» может быть выражено в следующей концепции построения взаимодействия в системе инклюзивной модели обучения.
1. Удобства для всех.
2. 10 шагов на встречу
3. Правила для всех одинаковы
4. Ожидания от ребенка- это наши ожидания, а не его способности.
5. Стратегии мышления могут быть разнными.
Рассмотрим подробнее сам принцип инклюзивной модели образования.
Инклюзивное (французское inclusif - инклюзивное) образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, с точки зрения адаптации к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Сегодня инклюзивное образование рассматривается российскими учеными в парадигме совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра, и нормально развивающихся сверстников. Как одна из основных моделей образования, в рамках которой дети с особыми потребностями получают важные жизненные навыки, способствующие их успешной и активной социализации в обществе. Это позволит им стать полноправными членами этого общества и участвовать в его развитии.
Основные условия инклюзивного образования:
1) возможность построить образование ребенка, доступное и полезное для его развития;
2) желание родителей включить ребенка в процесс обучения вместе с нормально развивающимися сверстниками;
3) активность в стремлении семьи и ее готовность непосредственно помогать ребенку в процессе обучения.
Модель 1.
1. Включение детей с ограниченными возможностями, детей с расстройствами аутистического спектра в обычный класс. Ребенок получает образование вместе со здоровыми сверстниками и в те же календарные сроки.
2. Подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ограниченными возможностями, способного освоить программу
3. Разработка индивидуального подхода к обучению по стандартной программе (разработка и внедрение индивидуальных маршрутов на основе АОП). В соответствии со стандартом AOOП, реализуется совместно не только с другими учащимися, но и в отдельных классах.
4 Индивидуальный подход преподавателя
5 Окружающая среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями его здоровья.
6 Систематическая психолого-педагогическая поддержка.
Модель 2.
1 Коррекционный класс для детей с ограниченными возможностями, обучающихся по индивидуальным программам и планам (АОП) со значительным количеством общеразвивающих занятий, совместных занятий и часов общения со сверстниками, у которых нет таких ограничений.
2 Окружающая среда и рабочее место организованы в соответствии с особенностями развития специфики детей и дополнительно адаптируются к конкретному ребенку.
3 Организация специального образования и воспитания для реализации общих и специальных образовательных потребностей. Мы рассмотрим возможность организации обучения детей с РАС в общеобразовательном классе без тьютора, то есть обучения по первой модели.
Хотелось бы подробно осветить представленную выше концепцию, которая способна решить обучение детей с расстройством аутистичекого спектра без тьютора.
Что представляет собой правило «10 шагов» навстречу.
Необходимо четко понимать то, что в образовательном пространстве школы есть две составляющих: это «Мы» и «они» - дети с особыми образовательными потребностями. Нам необходимо стать единым обществом, для этого мы должны сделать эти «10 шагов» на встречу друг к другу, только тогда можно говорить о нашей общности, принадлежности к одному и тому же обществу.
Следующее правило в представленной концепции, заключено в понимании того, что правила должны быть для всех одинаковы. Нам необходимо, чтобы в классе была доброжелательная обстановка. Условием для выполнения правил, является то, что каждое правило введенное педагогом должно выполняться всеми детьми, без исключения. Например, если мы ввели правило, которое предполагает возможность отдыха во время урока в особом уголке, это правило для всех, т.е все дети имеют право на отдых во время урока. Каждый ребенок может устать, утомиться, не только особый, в том числе и с расстройством аутистического спектра.
Если мы вводим правило, что ребенку с РАС можно вставать во время урока для того, чтобы поменять позу, снять лишнее сенсорное напряжение, это правило должно работать для всех.
Все правила которые мы вводим, мы вводим их для всего класса, а не только для детей с РАС.
Следующая составляющая нашей концепции рассматривает тот факт, что мы должны понимать, что наши ожидания от ребенка. Это действительно только наши ожидания, а не его способности. Поэтому здесь важно, что когда мы говорим о детях с расстройствами аутистического спектра у нас возникают собственные ожидания (определенные), отрицательные характеристики, сложности и поэтому многие учителя прочитав информацию о детях с РАС в своей работе концентрируются на этих сложностях, трудностях и у них возникают свои собственные ожидания, от этих детей, с другой стороны ребенок зачислен в общеобразовательный класс и ожидания у учителя, достаточно высокого уровня. Учитель рассуждает так: «Ведь он же сюда зачислен, значит все в порядке, значит он должен выполнять общие требования, общие правила». Нам важно понимать то, что Я ожидаю от ребенка, то что я сама предположила, а не то. Что он действительно может.
И эта внутренняя перестройка, ориентация на способности ребенка и соотношение своих собственных ожиданий с его способностями, не подтягивая свои ожидания к его способностям.
Стратегии мышления могут быть разными! Как это понять?
Пример: посчитайте сумму всех чисел от 1 до 100. Какая будет сумма? Вам дается на решение этой задачи всего 1 минута.
Наверное у каждого из нас есть способ которым он будет решать данную задачу, т.е. какую стратегию мы будем использовать.
Среди нас будут те, которые решат посмотреть готовый ответ в интернете, кто-то начнет считать столбиком. Кто-то будет решать при помощи калькулятора, кто-то решил что есть какой-то хитрый способ. Например. Сгруппировать числа таким образом, чтобы быстро получить ответ.
Из данного примера можно сделать следующий вывод: при любой стратегии из предложенных мы получим результат, найдем это итоговое число, но ведь при этом у всех были стратегии разные, какие-то из них мы определили наиболее эффективными, какие-то, как менее эффективные, но тем не менее любая из этих стратегий приведет к результату.
Ребенок с расстройством аутистического спектра может пользоваться абсолютно разными стратегиями, они могут быть не совсем эффективны с нашей точки зрения, но это не значит, что она не эффективна, мы знаем точно, что ребенок с РАС добьется результата, нам необходимо позволить разным детям пользоваться разными стратегиями мышления и это нормально.
Нейротипичный ребенок. Который сидит в этом классе тоже может пользоваться разными стратегиями. Важно позволить детям мыслить так, как они умеют и показывать им другие стратегии, но все таки учитывать то, как ребенок может усваивать знания.
О каких детях мы все- таки говорим? С 70-х годов в докладах исследователей, занимавшихся вопросами раннего детского аутизма, стали появляться некие отчеты о широкой вариативности уровня IQ среди аутистов, многие из которых имели нормальный или высокий уровень интеллекта по сравнению со среднестатистическими показателями. Для данной категории людей в психиатрии и психолого-педагогических научных кругах начали широко использовать термин высокофункциональный аутизм. Несмотря на то, что данный термин не является клиническим определением, он широко использовался в кругу специалистов, синдром Аспергера.
Дети с расстройствами аутистического спектра, которые попадают в обычный класс, это как правило высокофункциональные аутисты, хотя в связи с изменением видения самой системы образования, разработкой и реализацией нормативных документов в сфере образования детей, мы видим и другую тенденция, когда дети с расстройствами аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями могут тоже обучаться в инклюзивном классе. Используя термин высокофункциональный аутизм, мы с вами понимаем о чем идет речь, это дети с РАС у которых сохранен интелект, когнитивный потенциал и они могут освоить основную программу общеобразовательной школы наравне с нейротипичными детьми, но это не в коем случае не устраняет тех особенностей, которые присущи детям с расстройствами аутистического спектра.
Когда мы говорим о высокофункциональном аутизме, здесь опять вмешивается этот процесс ожидания. Учителя говорят о том, что в различных научных, литературных источниках характеристика таких детей связана прежде всего с сохранностью интеллекта, а в некоторых случаях с наличием у таких детей особых возможностей и способностей, а значит такой учащийся должен делать то, что лежит в основе освоения академических знаний на уровне школьной программы. Здесь можно говорить о включении у педагога режима его собственных ожиданий и эти ожидания не предусматривают наличие личностных характеристик данного ребенка. Мы говорим о тех завышенных ожиданиях, которые мешают педагогу дать адекватную оценку развития данного ребенка. Мы ждем от ребенка больше, чем он реально может продемонстрировать.
Очень важен еще один аспект, у каждого человека с нормой или с отклоняющим развитием есть свои сильные и слабые стороны.
Рассмотрим их в отношении детей с РАС. Сильные стороны у детей с расстройствами аутистического спектра с сохранным интеллектом, то есть использование принципа позитивной диагностики. Что заключено в оценке того что ребенок может, то он умеет, то что у него получается даже если мы оцениваем очень тяжелого ребенка это намного правильнее если мы в его характеристике уповаем «Собирает пирамидку способом рука в руке»- это координально отличается от «Не собирает пирамидку». Нет он собирает, но на доступном ему уровне и доступным ему способом.
Это к тому, что принципы позитивной диагностики нацеливают нас в первую очередь на то, чтобы искать сильные стороны у каждого ребенка.
Мы выделили следующие сильные стороны у детей с расстройствами аутистического спектра:
1. Аутичные люди редко лгут.
2. Люди в спектре аутизма живут настоящим, здесь и сейчас.
3. Люди с аутизмом редко судят других людей.
4. Аутичные люди со страстью отдаются делу.
5. Люди с аутизмом не подвержены социальным ожиданиям
6. У людей с аутизмом часто прекрасная память.
7. Аутичные люди меньше озабочены материальным.
8. У людей с аутизмом редко бывают скрытые мотивы.
Слабые стороны:
1. Значительные проблемы сенсорного восприятия.
2. Социальная неуклюжесть.
3. Тревога и депрессия.
4. Недостаток навыков управления и планирования.
5. Эмоциональная лабильность.
6. Склонность к переключениям и переменам.
7. Трудности с отслеживанием вербальной коммуникации.
Какие же в первую очередь задачи должен поставит перед собой педагог в работе с ребенком аутистического спектра в системе инклюзивного образования, при отсутствии тьютора в штатном расписании образовательной организации.
1. Организация пространства в классе.
Мы считаем это одним из основных условий при обучении ребенка с РАС в инклюзивном классе.
Здесь можно говорить об изменении привычной для классно урочной системы расстановки парт. Почему это так важно?
Распределение парт дает возможность разделить детей класса на группы, группы можно менять, дети могут переходить с места на место. Да, есть вероятность того, что ребенок с аутизмом может отказаться переходить с места на место, как с этим справиться? Вводится система жеребьевки. Но если ребенок все таки отказывается переходить на другое место, тогда мы всем детям класса предоставляем возможность выбирать себе место, во избежании споров мы обучаем детей решать возникшие компромиссы используя считалки, поочередность и т.д. и при этом помним наши концепции- правила для всех.
Вариант когда все столы расставлены буквой «П» по сторонам кабинета, а в середине где больше пространства могут выходить по 2-3 детей- это своего рода большая сцена и это удобно в плане работы с детьми. Можно использовать столы трансформеры которые составляются из 6-ти угольников в круги и тогда это совершенно другое рабочее пространство, которое очень здорово объединяет детей в команды.
Следующее важное условия организации пространства в классе- это наличие зоны отдыха, возможность отдохнуть должна быть у каждого ребенка. В зоне отдыха могут быть мягкие кресла, мягкие модули, где ребенок может спрятаться. Эта зона отдыха должна быть не только для ребенка с РАС, а для всех детей класса. Каждый ребенок должен понимать, что у него тоже есть право на отдых и уединения по необходимости, но здесь необходимо говорить о выстроенных педагогом правилах отдыха в данной зоне, которые должны выполнять все дети в классе.
Вывод:
Статистика показывает увеличение числа детей с РАС. В связи с этим в образовательных учреждениях необходимо изучить и внедрить специальные условия для создания специальных образовательных стратегий в соответствии с особенностями психофизического развития таких учащихся, стратегий организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра совместно с нейротипичными сверстниками, обучающимися в системе инклюзии. Это связано с трудностями в кадровом обеспечении, отсутствием в штатном расписании профессиональных педагогических кадров, а именно отсутствием таких специалистов, как тьютор, дефектолог. Эта проблема особенно остро стоит в сельской местности, небольших школах, удаленных от методических центров. Для решения этой проблемы, на наш взгляд, администрации образовательных организаций необходимо организовать и провести системную работу по формированию психологической и профессиональной готовности всех участников образовательных отношений к взаимодействию с детьми с расстройствами аутистического спектра, в системе инклюзивных практик, независимо от наличия или отсутствия данной категории детей в образовательной организации.
Январь 2022