Высшая школа делового администрирования
Конференции

СИТУАТИВНО-ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аверина Наталья Александровна,
воспитатель,
СРЦН «Солнышко»
г. Северодвинск
Каждый день мы видим и слышим в теле или радиопередачах разные сводки о трагедиях, катастрофах, авариях или чрезвычайных случаях. И страшно представить, сколько жизней уносить невнимательность, нежелание помочь или незнание как себя вести в той или иной опасной ситуации.
Как правило, опасные ситуации происходят неожиданно и быстро, они требуют немедленного действия от человека, его внимательность и быструю реакцию. Многие надеются на помощь квалификационных сотрудников, то есть врачей, спасателей или сотрудников полиции, однако никто не знает, в каком месте может произойти беда и есть ли время ожидать помощи от других.
И если взрослые понимают свою ответственность в безопасности себя и окружающих, то ребенок, зачастую попав в чрезвычайную ситуацию начинает паниковать, плакать и ждать взрослых, не принимая никаких действий в своем же спасении. Ведь никто из взрослых не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в опасности, а ребенок особенно.
Окружающий мир для ребенка является потенциальной опасностью, так как ребенок узнает каждый день новое, его кругозор интересов и желаний увеличивается и, следовательно, уровень возможной опасности растет в том числе.
Чтобы обезопасить детей, необходимо чтобы с раннего детства каждый ребенок умел анализировать свои действия и поступки и тем самым приобретал личный опыт, который поможет ему определить какие его действия приводят к неприятностям, необходимо ознакомить с разновидностями опасности и научить правильно действовать при их возникновении.
Вопросы, связанные с безопасностью детей в дошкольном возрасте, рассматриваются многими учеными. Еще в отечественной педагогике тема охраны жизни и здоровья детей была одной из важнейших проблем. Так, в работах О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского была отмечена необходимость знакомить детей дошкольного возраста с техникой безопасности в быту, которая включала правила обращения с опасными предметами.
Работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста полагает организацию образовательного процесса в непосредственно–образовательной деятельности, которая осуществляется через совместную деятельность педагога и ребенка (родителя и ребенка) в разнообразные виды (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, а также чтения художественной литературы) или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения.
В литературе выделяют три компонента безопасного поведения человека. Это предвидение опасности, уклонение от опасности и преодоление.
Процесс формирования навыков безопасного поведения у детей в быту представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателей и родителей с ребенком и состоит из трех этапов:
-     первый этап направлен на уточнение знаний о правилах безопасного поведения в быту посредством дидактических игр;
-     второй этап направлен на усвоение знаний через имитацию действий с бытовыми предметами;
-     третий этап направлен на практику действий с доступными опасными предметами.
Чтобы сформировать у детей правильное поведения в быту необходимо использовать не только традиционные средства обучения и мероприятия, но и целесообразно выходить за рамки и использовать новые и нетрадиционные методы работы с детьми.
Необходимо внедрять педагогам в процесс обучения детей безопасному поведению способ моделирования. Через моделирование, дети проявляют самостоятельность и инициативу в образовательном процессе. Такой метод способствует творческому развитию и увеличивает вероятность успешного освоения материала в процессе познавательной деятельности
Таким образом, ситуативно-имитационное моделирование позволяет проявить оригинальность педагога при организации непосредственно образовательной деятельности и самостоятельность детей. Для эффективности данного метода необходима богатая предметно-пространственная среда в группе детского сада.

Январь 2022