преподаватель,
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»,
г. Строитель, Белгородская область
Технология обучения - это целостная совокупность разнокачественных процедур: дидактических, общепедагогических, психологических и др., обусловленная соответствующими целями и содержанием обучения и воспитания, которая призвана осуществить требуемые изменения (вплоть до возникновения новых) форм поведения и деятельности обучающихся.
• В педагогической практике реализация такой дидактической системы приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания.
• При реализации таких целей преподаватель получает возможность разработать свою методику, базирующуюся на научно обоснованных рекомендациях, вытекающих из процедур технологии обучения.
• Поэтому в методике преподавания используются инновационные технологии, которые помогают самостоятельной образовательной деятельности обучающегося.
• Соответственно инновационная деятельность в широком понимании предполагает систему взаимосвязанных видов любой индивидуальной или коллективной деятельности. Например: научно-исследовательская деятельность, подразумевает получение нового знания о природе явлений и как это явление можно воссоздать в лаборатории; проектная деятельность, связанная с разработкой инструментально-технологического знания о том, как на основе имеющегося научного знания можно получить что-то, что реально будет выполнять определенные функции; либо образовательная деятельность, суть которой сводиться к компетентностному подходу в профессиональном развитии личности на основе знаний/опыта по реализации проектной или научно-исследовательской деятельности.
В XXI веке все больше возникают противоречия:
Между традиционным подходом к преподаванию математики, естествознания (передача информации от преподавателя к обучающему) и высокими требованиями к обучающемуся (должен уметь самостоятельно входить в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат).
В ФГОС нового поколения обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
• личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию;
• метапредметным, включающим универсальные предметные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
• предметным, включающим применение знаний и умений данной предметной области в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
Все результаты освоения образовательной программы:
• умение самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
• владение основами самоконтроля и самооценки;
• умение обобщать, анализировать, классифицировать;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий;
Для достижения этих результатов существуют способы инновационного обучения:
• Активные методы обучения.
• Модульное обучение.
• Проблемное обучение.
• Дистанционное обучение.
• Метод проектов.
Инновационные технологии предполагают:
• повышения уровня мотивации к учебе;
• формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную включающуюся деятельность;
• при активной поддержке преподавателя;
• постоянное повторение, систематизация знаний
• ведущая роль-формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к обучению посредством индивидуального отношения к каждому обучающемуся;
• Создание когнитивной схемы мышления;
• воспитание чувства собственного достоинства;
• в основе - дифференциальный подход;
• хорошее знание теоретического материала – успешность обучения;
• создание проблемной ситуации.
Формирование результатов освоения образовательных программ достигается применением различных технологий:
1) Системно - деятельностного подхода, который обеспечивает активную познавательную деятельность. Обучающиеся обладают знаниями, но теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, поэтому надо повышать не только их активность, но и самостоятельность, которая развивает коммуникацию, сотрудничество, критическое мышление и креативность.
Акценты нового стандарта подхода: чему учить? (обновление содержания);
ради чего учить? (ценности образования);
как учить? (обновление средств обучения)
2) Проектно-исследовательской деятельностью с критериями внешней оценки проекта:
• Актуальность проблемы
• Корректность методов исследования
• Активность обучающихся
• Характер и глубина общения
• Умение аргументировать свои заключения, выводы
• Эстетика оформления проекта
• Умение отвечать на вопросы
3) ИКТ - технологии, преимущества их использования:
• Позволяют индивидуализировать и дифференцировать обучение
• Способствуют повышению мотивации обучения
• Повышают активность обучающихся
• Повышают эффективность процесса обучения
• Дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений
• Усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей.
Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества:
• Активный способ получения новых знаний
• Высокий уровень личной социальной активности
• Стимулируют творческие способности
• Формируют активную жизненную позицию
• Формируют навыки практических исследований
• Повышают познавательную активность
• Развивают творческие способности
Список использованных источников:
1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Учитель, 2009, №3, С.28.
2. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский //Инновационные процессы в образовании: сборник научных трудов. Тюмень, 2013, С.8.
3. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика / И.М. Осмоловская // Народное образование, 2010, №6, С.182-188.
4. Черкасова О.А., Черкасова С.А. Образовательные технологии в естественнонаучных направлениях // Вестник науки и образования, 2016, №8 (20), С.7-9.
5. Черкасова О.А. Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. проф. Ю.Г. Голуба. Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2016, №11, С.186-189.