Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жук Марина Михайловна,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Дзержинска»
Республика Беларусь, Минская обл., г. Дзержинск
Реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях учреждения дошкольного образования
Можно ли обучать ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях учреждения дошкольного образования? Детям с расстройством аутистического спектра нужны специальные образовательные условия, набор которых варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. А еще им необходимы специальные педагоги, владеющие эффективными методиками, адаптированные программы, оборудование для сенсорной разгрузки и индивидуальный образовательный маршрут.
Существует большое количество определений «индивидуального образовательного маршрута», но мы сегодня рассматриваем его, как персональный путь компенсации трудностей в обучении ребенка с расстройством аутистического спектра, а затем – реализация его личностного потенциала.
Для того, чтобы определить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с расстройством аутистического спектра нам необходимы: сведения о структуре и тяжести физического и (или) психического нарушения ребенка, срок и форма получения образования, образовательная программа и специальные условия для получения ребенком с особенностями психофизического развития образования.
Продолжительность срока получения дошкольного образования составляет период с момента приема воспитанника в учреждение дошкольного образования и до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования. Возрастной период с двух месяцев до шести лет определяет срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования (до пяти лет десяти месяцев и возможностью увеличения на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников).
Форма получения образования определяется психолого-медико-педагогической комиссией ЦКРОиР. Как правило, это обучение в специальной группе либо в группе интегрированного обучения и воспитания.
Образовательная программа специального образования определяется специалистами психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР. Образовательная программа не может определяться лишь диагнозом – необходимо учитывать те дефициты и нарушения, которые выявлены у конкретного ребенка.
В реализации образовательной программы по соответствующим образовательным областям принимают участие следующие педагогические работники учреждения дошкольного образования: руководитель физвоспитания, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатель дошкольного образования и воспитатель дошкольного образования, осуществляющий персональное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра.
Практика доказывает, что обучение детей с расстройством аутистического спектра эффективно при создании условий для индивидуального обучения и наличии всего комплекса психолого-педагогического сопровождения.
Учителем-дефектологом в рамках учебного плана организуются индивидуальные коррекционные занятия по направлениям: игра, социально-эмоциональное развитие, пространственно-временная ориентировка, развитие познавательной деятельности, формирование навыков коммуникации и взаимодействия, формирование социального поведения, развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром. В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь для учреждения дошкольного образования к началу 2021/2022 учебного года учитель-дефектолог самостоятельно определяет направление коррекционных занятий, в рамках которых будет проводиться работа.
Основными требованиями к проведению коррекционных занятий являются: уменьшение объема разовой дозы учебного материала, обязательная визуализация материала, повышенное внимание к социальной практике и строгий алгоритм действий.
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому формирование познавательного и личностного развития может полноценно осуществляться только в рамках игровой деятельности. Цель коррекционных занятий «Обучение игре» – использование игровой деятельности как средства формирования и развития познавательной деятельности, личности и социального взаимодействия воспитанников с нарушениями психического развития. В ходе занятий мы обучаем ребенка с аутистическими нарушениями складывать целый предмет из частей, сравнивать предметы по заданному признаку, различать форму, цвет и величину предмета, группировать предметы, использовать предметы – заместители, понимать воображаемую ситуацию, соотносить действие и функциональное назначение предмета, определяем эмоциональное состояние человека в игровой ситуации и др.
Социально-эмоциональное развитие рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Поэтому коррекционные занятия по социально-эмоциональному развитию направлены на развитие и коррекцию эмоциональной сферы, знакомство с разнообразием социальных отношений и формирование у детей навыков правильного поведения, одобряемого в обществе и способствующего их дальнейшей социализации и адаптации к жизни.
Пространственно-временные представления лежат в основе формирования высших психических функций человека. У воспитанников с расстройством аутистического спектра затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации, трудности в выполнении практико-ориентированных действий при определении длины и высоты предъявляемых объектов. Поэтому на индивидуальных коррекционных занятиях мы формируем умения и навыки пространственного ориентирования, обучаемся осуществлять перенос пространственных представлений из вертикальной плоскости в горизонтальную, знакомимся с признаками времен года и др.
Целью коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности»: является развитие познавательной деятельности воспитанников на основе активизации сенсорных систем, использования эмоциональных стимулов, освоения и обогащения социального опыта. В процессе занятий воспитанники учатся выполнять действия одной, двумя руками (перенесение одному ведерка с водой, вдвоем — корзинки, пакета с продуктами), выполнять поручения по выделению отдельных предметов из общего фона и выполнению просьб: «Возьми чашку», «Дай пирамидку»; различать свойства предметов: большой — маленький, сладкий — кислый, горячий — холодный; мокрый — сухой; выражать эмоции радости, горя, испуга; воспроизводить звуки на определенных музыкальных инструментах (выбор из трех: барабан, детское пианино, металлофон); выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: поставь внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»); понимать и воспроизводить, что чувствует другой ребенок, когда у него отняли игрушку, когда его угостили конфетой и др.
В ходе занятий по формированию навыков коммуникации и взаимодействия развиваются умения выражать просьбы/требования; называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события; умения привлекать внимание и задавать вопросы; выражать эмоции, чувства, сообщать о них и др. На начальном этапе нашей работы основной из задач на занятиях такого вида было введение альтернативной коммуникации, сейчас –
это стимулирование речевых высказываний воспитанников с расстройством аутистического спектра.
Целью коррекционных занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром является формирование у воспитанников с расстройством аутистического спектра разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического, навыков владения языком в его коммуникативной функции на основе ознакомления с окружающим миром. Материал распределен по лексическим темам и включает направления коррекционной работы: словарь, грамматический строй речи, звуковая культура речи, связная речь.
Важно отметить, что формирование речи, как полноценного средства общения осуществляется не только на занятиях, которые проводит учитель-дефектолог, но и в разных видах детской деятельности под руководством воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение, педагога-психолога, руководителя физвоспитания, музыкального руководителя и иных педагогических работников учреждения дошкольного образования. Они совместно проводят работу по обогащению и активизации словарного запаса, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связной речи, формированию звуковой стороны речи.
Индивидуальная работа с воспитанниками с расстройством аутистического спектра осуществляется не только учителем-дефектологом, но и иными педагогическими работниками учреждения дошкольного образования.
Помимо основных занятий по образовательной области «Физическая культура» руководителем физвоспитания осуществляется еженедельная индивидуальная работа с воспитанниками. Результаты наблюдений за ребенком с расстройством аутистического спектра на занятиях и в свободной деятельности позволили определить основные направления индивидуальной работы: выполнение основных движений, направленных на развитие равновесия, гибкости, координации рук, развитие мелкой и крупной моторики и др.
Педагогом-психологом осуществляется индивидуальная работа по формированию коммуникативных навыков, коррекции дезадаптивного поведения, формированию стереотипа учебного поведения; формированию навыков социального взаимодействия со сверстниками; развитию социально-бытовой ориентировки, а также проводится ряд игр и упражнений, направленных на развитие основных психических процессов.
В индивидуальном взаимодействии музыкального руководителя с детьми с аутистическими нарушениями мы сориентированы на стимуляцию элементарной активности у ребенка; развитие элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; поиск способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Ключевой фигурой в реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с расстройством аутистического спектра выступает воспитатель дошкольного образования, осуществляющий персональное сопровождение.
Основные направления деятельности воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра, определены должностными обязанностями, установленными Единым квалификационным справочником должностей служащих.
Воспитатель дошкольного образования при организации персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями осуществляет коррекцию поведенческих нарушений воспитанника, развитие его коммуникативных навыков, организацию взаимодействия с детьми, с педагогическими работниками, адаптацию среды и учебного материала, организацию деятельности воспитанника, помощь в выполнении санитарно-бытовых умений, адаптацию в пространстве учреждения образования, включение в детский коллектив, формирование толерантного отношения к детям данной категории в учреждении образования.
Сегодня становится очевидным, что для успешного освоения обучающимися с расстройством аутистического спектра образовательных программ недостаточно существующих учебных пособий. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов, которые должны быть адаптированы с учетом возможностей и потребностей ребенка. В ходе занятий, кроме основного учебного материала, обучающимся с расстройством аутистического спектра мы предлагаем адаптированные задания на бланках, наглядные схемы и алгоритмы к той или иной теме, облегчающие ее усвоение, специальный демонстрационный материал и т.п.
Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений деятельности воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра. На начальном этапе работы эффективном является использование систем альтернативной (дополнительной) коммуникации с помощью картинок – способов коммуникации, дополняющих или заменяющих обычную речь детям с аутистическими нарушениями. Следующий этап обучения предполагает формирование навыков речевой коммуникации и включает использование бихевиоральных методов и техник: детальную подборку стимульных материалов, использование подсказок, системы подкреплений/поощрений, естественно возникающих ситуаций для генерализации навыка и обеспечения его функциональности.
Одним из важных направлений деятельности воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра, является работа по коррекции поведенческих нарушений.
Под проблемным поведением сегодня понимают формы поведения ребенка, которые непонятны или неприемлемы для окружающих людей, являются антисоциальными, деструктивными, дезадаптивными.
Под коррекцией поведения мы понимаем устранение нежелательного поведения, ухудшающего качество жизни человека и (или) доставляющего вред обществу, а также – формирование жизненно необходимых социальных навыков, не сформированных у ребенка по разным причинам.
На диагностическом этапе воспитатель дошкольного образования знакомится с особенностями поведения ребенка и определяет именно то поведение, над которым он будет работать. Факты возникновения нежелательного поведения дополнительно фиксируются в специальной таблице, анализируются с целью определения методов и принципов работы с данным видом поведения: так, с целью усиления поведения используется метод поощрения, с целью переноса контроля над поведением используется метод подсказок, с целью прекращения усиления или гашения поведения используется метод игнорирования поведения и т.д.
Коммуникативные и социальные нарушения, характерные для детей с расстройством аутистического спектра, приводят и к нарушению их игровой деятельности. В связи с чем, важным направлением в работе воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение, выступает обучение социальной игре. В ходе индивидуальных и подгрупповых занятий воспитанники с аутистическими нарушениями обучаются умению перемещать внимание с игрового предмета на партнера по игре и наоборот, имитировать игровые действия различной степени сложности, выполнять игровые действия, находясь рядом с другим ребенком, выполнять синхронные действия в группе детей и взрослых, делиться игровыми материалами с другим ребенком во время участия в различных видах игр, взаимодействовать и сотрудничать с другим ребенком в ходе совместной игры для достижения общей цели и др.
Основным из направлений в работе с законными представителями воспитанников с расстройством аутистического спектра является организация психолого-педагогического просвещения по вопросам образовательного процесса и коррекционной работы. Результаты проведенного анкетирования позволили определить наиболее эффективные формы взаимодействия: совместный анализ содержания программы для специальных дошкольных учреждений, разработка индивидуальных рекомендаций, оформление сборника со ссылками на источники в сети Интернет, ежедневный совместный анализ причин нежелательного поведения, общение посредством мессенждера Viber по результатам дня, информирование об успехах воспитанников и др.
Учитывая специфику нарушений при аутизме, сегодня актуально говорить о необходимости построения специальной среды в группах учреждений дошкольного образования. Образовательная среда в группе для детей с расстройством аутистического спектра – это специально создаваемые и поддерживаемые педагогом условия, которые делают образовательную среду адаптированной к потребностям и возможностям ребенка и одновременно приспосабливающей самого ребенка к окружающей действительности.
Построение образовательной среды для ребенка с расстройством аутистического спектра должно происходить с опорой на основные группы ресурсов: предметные (игрушки, предметы, структурированное пространство группы, зона уединения, программно-методическое обеспечение), пространственные (индивидуальное рабочее место для ребенка), организационно-смысловые (визуализация времени: визуальное расписание и визуальные таймеры), социально-психологические (положительная эмоциональная среда вокруг ребенка и комментирование взрослым происходящего, поддерживающее психолого-педагогическое сопровождение ребенка).
Таким образом, наш опыт работы доказывает, что дети с расстройством аутистического спектра могут обучаться в учреждениях дошкольного образования при наличии специальных условий, педагогов, владеющих методиками специальной работы, и результатов качественной диагностики дефицитов в развитии тех или иных навыков.
Список литературы:
1. Богорад, П.Л. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / П.Л. Богорад, А.В. Хаустов; под ред. А.В. Хаустова. – М: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
2. Ковалец, И.В. Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом): пособие для педагогов / И.В. Ковалец [и др.]; под ред. И.В. Ковалец, Т.Л. Лещинской – 2-е изд. – Минск: Народная асвета, 2017.
3. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.10.2021.
4. Хаустов, А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра / А.В. Хаустов. – М: ЦПМССДиП, 2017.
Январь 2022