Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В УЧЕБНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Епифанова Светлана Александровна,
учитель начальных классов,
ОАНО «Православная гимназия №38»,
Белгородская область, г.Старый Оскол
Всем известно, что дети очень любят задавать самые разные вопросы. И безусловный лидер рейтинга детских вопросов – «почему?». Почему трава зеленая, а небо голубое? Почему днем светло, а ночью темно? Откуда берется радуга? Ответить на все эти и миллионы других вопросов взрослым не всегда бывает просто.
Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения школьников. В младшем школьном возрасте особое место занимает эмоциональное отношение школьника к миру, именно поэтому развитие эмоциональной составляющей в этом возрасте является одним из ключевых моментов.
Интерес к познанию является одним из важнейших факторов учебного процесса. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «интерес - основной внутренний механизм успешного учения». Данное утверждение актуально и на сегодняшний день. Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте – это гарантия успешного обучения не только в младшем, но и среднем, и старшем звене.
Перед учителем стоит задача организовать обучение таким образом, чтобы всем было интересно, чтобы даже слабоуспевающий ученик тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик способен поверить в свои силы. Для младших школьников необходимо создавать такие условия, в которых ученику будет комфортно и интересно. Это необходимо делать и в учебной и во внеурочной деятельности. Очень важна система интеграции содержания учебных дисциплин в более свободную практику их применения. Внеурочная деятельность полностью отвечает этим требованиям. Дети чувствуют себя свободнее, легче идут на контакт. Так как игра еще недавно была ведущей деятельностью дошкольников, то игровая занимательная форма помогает максимально раскрыться ребенку. В такой деятельности дети могут проявить свою фантазию и творчество.
В своей работе я предлагаю развивать познавательный интерес младших школьников посредством разработанной мною межпредметной интерактивной игры «Почемучкины вопросы».
Идея такой игры возникла еще 10 лет назад. Ко мне в 1 класс пришли учиться очень любознательные дети. Они задавали много вопросов и всегда нетерпеливо ждали моих ответов. Я понимала, что если я не буду отвечать, то интерес к познанию быстро начнет угасать. Чтобы не допустить этого, я стала придумывать, как можно дать выход такой «познавательной жажде». Стихийно возникла идея игры «вопрос-ответ». Поскольку возраст детей еще не такой большой, то сказочный герой Почемучка замечательно оживил игру. Он легко и понятно, в доступной форме стал объяснять любопытным и любознательным первоклассникам, что, зачем, куда и как.
Образовательное событие получило свое развитие, «обросло» правилами и традициями и превратилось в форму развития познавательного интереса.
Организация игры начинается в 1 классе преимущественно во внеурочное время, иногда занимает часть урока, внеурочного занятия или классного часа. Вопросы можно опускать в «почтовый ящик» до уроков, после занятий, во время перемен.
Как же проходит игра? Вначале я представляю детям рисунок с изображением главного героя игры Почемучки и увлекательно рассказываю об том, что это не просто мальчик. Почемучке можно задавать вопросы, а он будет на них отвечать. В классе устанавливается коробка с надписью «Почемучкина почта», в которую каждый пожелавший задать вопрос ребёнок опускает записку – «письмо» для Почемучки. В этих записках вопросы, на которые дети хотели бы получить ответы.
По мере накопления вопросов я вынимаю их из «почты», причем делаю это в отсутствие детей в классе. Эта таинственность, некий элемент сказочности, волшебства вызывает дополнительный интерес детей. Мои ученики, будучи первоклассниками в прошлом году, были убеждены, что Почемучка живет где-то в гимназии и даже пытались проследить тот момент, когда тот придет за почтой.
Потом я просматриваю вопросы и готовлю на них ответы. Замечательно, если «ответы от Почемучки» будут носить адресный характер. Для этого я использую шаблон презентации, где на слайде с изображением главного героя игры есть обращение к ребенку, задавшему данный вопрос. Это вызывает у детей неизменный восторг.
Отвечать можно в любой форме (в виде презентации, видео ролика, чтения учителем познавательной статьи из энциклопедии, демонстрацией иллюстрации, схемы, фотографий и т.д.). В наш информационный век найти эти материалы можно просто и достаточно быстро, то есть подготовка для учителя несложная и не особо затратная по времени. Иногда я готовлю для детей какие-то учебные задания и говорю, что их прислал Почемучка. Это вызывает дополнительный интерес.
Я использую такую игру уже с третьим набором учеников. Сейчас создано огромное количество обучающих ресурсов, сайтов, познавательных передач и мультфильмов. Все их можно и нужно использовать. В прошлом году я открыла для себя российский познавательный мультсериал «Профессор Почемушкин», который как нельзя лучше дополнил нашу игру и придал ей дополнительную мобильность и интерес.
Игра имеет особую ценность тем, что предоставляет большую свободу действий для учителя и учащихся. Она не нуждается в затратной подготовке. «Почтовым ящиком» может стать любая коробка, вопросы можно писать на специальных бланках или просто на тетрадном листочке. Все зависит от желания и возможностей учителя. Иногда игра начинает «затухать», потом вновь разгорается с новой силой. По мере взросления детей «сказочность» Почемучки отходит на второй план, и учащиеся сами подключаются к подготовке ответов. Здесь хорошо использовать парную и групповую работу.
Игра может охватывать весь учебный процесс, урочную и внеурочную деятельность. Это интегративная, интерактивная форма стимулирования познавательного интереса учащихся начальных классов. Встреча с Почемучкой - неизменно радостное образовательное событие в жизни моих учеников.
Январь 2022