Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Куликова Анастасия Романовна
Педагог-организатор
ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко»
Архангельская область, город Северодвинск
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое (восхождение от простого к сложному).
Физическое развитие – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.
Ребенок, начиная с 1 года, постоянно находится в движении, поэтому на скелет падает довольно большая физическая нагрузка. В процессе физического развития у ребенка 1 года совершенствуются органы дыхания и сердечно-сосудистая система, увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к трем годам составляет 28-30 дыхательных движений в минуту, пульс – до 110 ударов в минуту. Нормальное систолическое (верхнее) давление для ребенка в возрасте 1 года – 85-100 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) – 35-45 мм.
Особенностью физического развития ребенка в 1 год является замедленный рост волос и быстрая их смена. Толщина их постоянно увеличивается. В этом возрастном периоде прорезываются первые коренные зубы. До 2-х лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4. Таким образом, у ребенка в 18 месяцев должно быть 14 зубов. Но это, разумеется, усредненные данные. Чаще всего к двум годам у малыша прорезываются уже все 20 молочных зубов. Их должно быть в каждом ряду по 10:4 резца, 2 клыка, 4 коренных; в отличие от взрослых, малые коренные зубы отсутствуют. Развитие органов пищеварения у детей 1-3-х лет еще не завершено.
В этом возрасте увеличивается ферментативная активность пищеварительных соков. Желудочно-кишечный тракт переваривает только хорошо обработанную пищу и недостаточно обезвреживает попавшие с пищей болезнетворные микробы.
На втором году жизни в детском организме происходят значительные изменения. Начинается наиболее интенсивное развитие зрения, моторики движений и осязания. Каждый месяц приносит прибавку в росте до 1 см, в весе до 200 г. Ребенок интенсивно растет, у него развивается опорно-двигательный аппарат. Появляются новые двигательные навыки, совершенствуется координация движений рук. В результате ребенок много двигается и играет с предметами (кубики, пирамидки).
От 1 года до 1,5 лет ребенок дольше бодрствует (до 4-х часов). Он может обходиться без опоры, вставать и проходить небольшое расстояние, которое со временем увеличивается. Совершенствуется ходьба ребенка. Он учится ходить по неровной поверхности (поросшим травой небольшим возвышенностям), пытается обходиться без помощи взрослых. Ребенок уже в состоянии сам влезть на небольшой стул или диванчик, закрыть дверь. Он играет с пирамидками, пытается рисовать. Малыш понимает простые указания и выполняет их.
Физическое развитие детей в 1-3 года уже позволяет им подниматься по лестнице – сначала с поддержкой, а потом и без неё. В год малыш пытается сам есть ложкой, одеться и раздеться без помощи родителей. Он охотно играет с мячом, строит из кубиков сложные сооружения.
Основной навык, который осваивает ребенок на втором году жизни, – ходьба. Его первые шаги еще неуверенные. Он часто падает и для скорости переходит на ползанье, чтобы быстрее достичь цели. Одна из особенностей физического развития ребенка 1-3 лет – хождение, переваливаясь с ноги на ногу. Когда малыш пытается бежать, то наклоняет туловище вперед, вытягивает руки. Но ежедневная практика дает свои результаты.
В процессе того как развивается ребенок в 1 год, постепенно ему удается ходить прямо. Правда, он все еще широко расставляет ноги и руки для равновесия. Но зато для того, чтобы встать, он уже не хватается за опору. Малыш становится на четвереньки, затем приседает на корточки и из этого положения встает прямо. Со временем он делает это все более уверенно. Весь второй год дети тренируются в ходьбе, и она доставляет малышам огромное удовольствие. Дети чувствуют уверенность и начинают использовать свое новое умение. Ребенок бегает вперед, назад, по кругу, изображая самолетик.
Ближе к двум годам ребенок уже достаточно освоил ходьбу. Физическое развитие в 2 года позволяет малышу совершать небольшие пробежки, резко останавливаться, чтобы подобрать интересный предмет. Большинство детей первых двух лет жизни разворачивают ступни ног внутрь. Это связано особенностями физического развития детей 2-х лет – дело в том, что до 3-х лет у малышей нет прогиба на ступне, и таким образом они компенсируют его отсутствие. Если физическое развитие ребенка в 2 года происходит нормально, то со временем все нормализуется.
Темп физического развития детей к 3-му году жизни замедляется. За год малыш прибавляет в весе около 2-2,5 кг, а в росте – до 8 см. Начинают меняться пропорции его тела. Растут в основном ноги. Завершается формирование свода стопы. У ребенка совершенствуется деятельность всех органов и систем организма. Благодаря этому он становится более выносливым и работоспособным.
Движения трехлетних детей отличаются целенаправленностью. Так ребенок усаживает куклу на стульчик и кормит, катает на машинке игрушки. Ходьба отличается уверенностью и ритмичностью движений. Физическое развитие детей в 2-3 года позволяет малышам достаточно хорошо владеть своим телом, чтобы остановиться по просьбе взрослого, резко ускорить движение, правда, движения рук и ног еще не согласованы.
Нужно учить ребенка бросать и ловить мяч, забрасывать его в сетку. Если физическое развитие детей 2-3 лет происходит нормально, то в этом возрасте малыши уже могут совершать одновременно движения и руками, и ногами (например, топать и хлопать в ладони), в то время как раньше он мог делать что-то одно и попеременно. Ребенок к 3-м годам продолжает осваивать ползанье и лазанье. Он может взобраться по гимнастической стенке на высоту до 1,5 м, пролезать под веревкой или палкой, прыгать на двух ногах.
Одна из особенностей физического развития детей 2-3 лет – бурного желание самостоятельности. Нужно поддерживать у ребенка потребность все делать самому и правильно направлять его стремление помочь взрослым. Тогда малыш с удовольствием будет выполнять поручения, убирать за собой одежду и игрушки.
В 3 года ребенок может посещать детский сад. Попадая в коллектив, он усваивает новые правила общения, понимает, что существует взаимопомощь, учится быть щедрым. Если до 2-х лет дети обычно играют рядом, но не взаимодействуют друг с другом, то в 3 года появляются коллективные игры. В этих играх уже имеется определенный сюжет и у каждого своя роль (ты – дочка, а я – мама). Взрослые не должны без необходимости вмешиваться в игры. Они могут лишь помочь вовлечь в процесс других детей своей подсказкой или перевести назревающий конфликт в мирное русло.
3 года – наиболее благоприятное время для приучения ребенка к труду. Теперь, когда вы знакомы с характеристикой физического развития детей 3 лет, можно прививать им более сложные навыки и умения: например, показать, как поливать цветы, вскопать небольшую грядку, зимой подмести дорожку.
Таким образом, в раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. В этот период увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов, совершенствуется работа дыхательной системы, органов пищеварения, укрепляется иммунная система, развиваются скелет и мускулатура.
Автор охарактеризовал задачи и содержания физического развития детей раннего возраста на основе анализа двух программ: 1) «Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста» (Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова).
Задачи: создание условий для укрепления здоровья детей; становление у детей ценностей здорового образа жизни; формирование навыков безопасного поведения; развития различных видов двигательной активности.
Содержание: важное значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок, гигиенических процедур.
Постоянный пример взрослого побуждает детей к подражанию, делает привычным соблюдение правил гигиены. Малышам подают пример и побуждают мыть руки, пользоваться салфеткой, носовым платком и др.
Все гигиенические процедуры желательно сопровождать песенками, стишками, потешками. Действия должны быть простыми и понятными ребенку, не доставлять дискомфорта.
Для эффективного формирования у детей ценностей здорового образа жизни необходимо рассматривать вместе с детьми иллюстрации и тематиче-ские картинки, чтение стихов, сказок, рассказов, просмотр мультфильмов, диафильмов и видеофильмов соответствующего содержания.
Воспитателю необходимо поддерживать чистоту групповых помеще-ний, материалов и игрушек. Воспитатель должен следить за состоянием здоровья детей, узнавать у родителей как себя чувствовал дома, проводить профилактические процедуры. Воспитатель формирует у детей навыки безопасного поведения, объяснять таким образом, чтоб не напугать и не сковывать любознательность. Воспитатель создает условия для развития основных движений и стимулировать детей выполнять задания. Использовать разные методы и приемы. Все занятия должны проходить с учетом индивидуальных особенностей.
Достоинства и недостатки: программу «Первые шаги» можно назвать базовой. Это фундаментальная, комплексная программа дошкольного образования. Она охватывает возраст от 0 (от рождения) до 7 лет. В программе сделан акцент на личностное развитие ребенка. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Отличительной особенностью программы является то, что большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.
Структурной характеристикой программы является принцип подачи материала – содержание работы излагается по образовательным областям. Содержание изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. К программе создан большой учебный методический комплекс, который доступен и воспитателям, и родителям.
Программа имеет научную и практическую основу, так как создана группой авторов, имеющих большой опыт работы в ДОУ.
Приложение сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие. Благодаря ему легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется детям.
2) «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева).
Задачи: формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; развитие речи посредством движения; формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности; управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет; стимулировать сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Содержание: физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Достоинство данной программы: комплексность (программа охватывает возраст от рождения до школы); всестороннее методическое сопровождение (методические пособия для всех возрастных групп по всем дисциплинам от авторов); акцент на личностное развитие малыша за счёт комбинации взаимодействия со взрослым и самостоятельной деятельности; патриотическая направленность, позволяющая реализовывать генеральную линию образования, нацеленную на воспитание гражданственности; внимание к вопросам инклюзивного образования; наличие отдельной структурной единицы содержания программы, посвящённой игровой деятельности, имеющей огромное значение для дошкольников (при этом авторы программы дают рекомендации по организации этого вида деятельности для каждого возрастного этапа, что позволяет педагогу видеть динамику развития целей и задач игры); акцент на важность формирования здоровых отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
К недостаткам можно отнести: недостаточное внимание к предметно-развивающей среды; отсутствие методического сопровождения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду; обширные теоретические блоки (усложнение освоение программы).
Таким образом, как следует из характеристик программ эти программы в той или иной степени нацелены на реализацию принципов личностно-ориентированной педагогики. Это выражается в постановке целей и задач образования детей, однако в методических разработках эти принципы часто не соблюдаются.
Метод – это систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
Прием – это законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; способ педагогических действий в определенных условиях; это элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Средство – это прием, способ действий для достижения чего-нибудь.
Условие – это совокупность мер, направленных на повышение эффективности какой-либо деятельности.
Форма организации – это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования.
В физическом развитии дошкольников применяются группы методов: специфические, характерны для процесса физического развития; общепедагогические, применяются в случаях обучения и воспитания. В методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных групп. Условно физкультурное занятие можно разделить на три части (ввод-но-подготовительная, основная и заключительная).
1. Вводно-подготовительная часть физкультурного занятия:
Задачи: организация детей, концентрирование их внимания, повышение заинтересованности и активности детей, а также функциональная, подготовка опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия.
Для детей первого года жизни в этой части занятия проводится массаж мелких и средних мышечных групп и упражнений для них. Для старшего возраста – ходьба и различные ее виды, построение, перестроения, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп.
II. Основная часть:
Задача: развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а также воспитание физических качеств.
У детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже – навыки в ползании. Проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них. У детей старшего возраста развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках. После этих упражнений необходимо включать простую подвижную игру.
В основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры.
III. Заключительная часть:
Задача: приведения организма в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение ребенка. Продолжительность ее составляет около 10 процентов времени, отведенного на занятие. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается.
Для детей первого года жизни занятие заканчивается упражнениями для средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемом массажа; для старших – спокойной ходьбой или игрой малой подвижности и др.
Деление физкультурного занятия соответствует закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в то же время продолжительность каждой части, содержание ее изменяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Галигузова Л.Н., Мещерякова С. Ю., Смирнова Е. О. «Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста». – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2014.
4.Григорьева Г.Г., Сергеева Д.В., Кочетова Н.П. Кроха: программа воспитания и обучения детей от года до трех лет. – М.: Просвещение, 2001.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 2015.
6. Павлова Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления. – М., 2000.
7. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Мо-заика-Синтез, 2005.
8. Электронная библиотека педагогических Интернет-ресурсов – http://kat.h11.ru/

Январь 2022