Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Кочеткова Татьяна Юрьевна
директор
МБУДО «Северный ЦВР»
Оренбургская область, с.Северное
Организация досуговых мероприятий и развитие социального партнерства в дополнительном образовании детей
Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:
¾       содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий;
¾       овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;
¾       источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители;
¾       в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
Выделяют следующие типы культурно-досуговых программ:
·          разовая игровая программа;
·          конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
·          праздник;
·          длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.
Ø Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников. Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
Ø Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, Конкурсы, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей. Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ – самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством.
Ø Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:
¾       слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,
¾       приветствия, презентации, церемонии;
¾       гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
¾       физкультурные праздники;
¾       тематические недели, тематические дни и др.
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.
Ø Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более. Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники.
Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:
¾       пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;
¾       описание содержания программы;
¾       характеристику ее материального обеспечения;
¾       список литературы.
Приведенные классификации культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности в сфере детского досуга.
Основанием данных классификаций является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.
Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка. Так же правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, при планировании и проведении досуговых мероприятий, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.
Социальное партнерство предстает принципиально новый тип общественных отношений. Фактически это новый тип совместной деятельности, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной выгоды и взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.
Социальное партнерство занимает важное место в деятельности образовательной организации, так как во многом определяет жизнеспособность и конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.
Установление сотрудничества - процесс длительный, зависит от различных факторов. Главный из них – инициирующая роль образовательного учреждения. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия образовательного учреждения и различных структур общества, происходит обогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказывается на развитии и социализации детей.
Необходимость сотрудничества с различными организациями продиктована общими проблемами, задачами учреждений по воспитанию, личностному развитию детей, их самореализации, социальной адаптации Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей и конкретной деятельности.
Учреждение дополнительного образования это открытая социально- педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений района, области, общественными организациями, семьями воспитанников.
Таким образом, общая заинтересованность в образовании субъектов социального партнерства и ориентация совместной деятельности на социализацию личности создают благоприятные условия для адаптации личности к социальной среде
Для успешной организации всестороннего партнерства необходимы такие стратегические компоненты:
·       продуманная муниципальная политика в сфере взаимодействия образовательных организаций и социальных партнёров;
·       высокая степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании;
·       наличие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также база разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров;
·       реализация системного подхода во взаимодействии с социальными партнерами.
Создание системы социального партнерства – это не взаимодействие, где главная цель – взаимная выгода партнеров. В нем есть третья – главная составляющая – социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство: развитие гражданского общества и улучшение качества жизни.
Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства.
Если говорить о социальном партнёрстве учреждения дополнительного образования и семьи, то оно включает, как правило, следующие направления:
•           установление партнёрских отношений с педагогами, родителями, детьми, создание единого социокультурного пространства;
•           изучение и внедрение лучшего опыта се­мейного воспитания;
•           внедрение здоровьесберегающих методик, формирующих позитивные установки на здоровый образ жизни;
•           привлечение родителей к непосредствен­ной творческой деятельности с детьми, активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
•           повышение роли дополнительного образо­вания в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности де­тей и взрослых: интеллектуального, худо­жественного, гражданско-патриотического, эстетического воспитания.
Основным звеном такого социального партнерства является кол­лектив родителей, детей и педагогов, выполня­ющий конкретные практические задания, добро­вольно участвующий в организации и проведе­нии семейного досуга.
При этом используются следующие формы работы:
1. Встреча родителей с администрацией и руководителями объединений. Как правило, встречи проводятся ежегодно в начале учебного года. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы кружков и студий, выслушивают их пожелания.
2. Дни открытых дверей. Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы учреждения дополнительного образования играют дни открытых дверей.
3. Родительские собрания – основная форма работы руководителя объединения и родителей. Дан­ные мероприятия принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.
4. Культурно-массовые мероприятия, экскурсии. Практикуется проведение совместных с детьми культурно-массовых мероприятий, экскурсий, которые предполагают создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих как взрослым, так и детям обрести уверенность в себе, научить­ся открыто и искренне выражать свои позитив­ные и негативные чувства.
5. Совместные праздники и игры. Дом детского творчества выступает координатором и орга­низатором массовых мероприятий (выставки, конкурсы, праздничные концерты, тематические вечера, совместные походы в музей и театр.
Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми и педколлективом деятельность показала, что, взаимодействуя в еди­ной воспитательной среде, решается множество задач.
Среди важных форм социального партнерства в учреждении дополнительного образования по достижению целей и задач воспитательного процесса выступают благотворительные акции и проекты.
Нельзя не упомянуть также о партнерстве с социальными службами (КЦСОН), администрацией муниципалитета и отделом образования (совместные мероприятия, мастер-классы, выставки, семинары), с учреждениями культуры (Библиотека, Музей, РДК) и организациями района.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение дополнительного образования заинтересовано в эффективности и плодотворности сотрудничества с социальными партнерами. Задача образовательной организации состоит в том, чтобы найти точки пересечения интересов всех субъектов партнерства и создать педагогические условия их обеспечения.
Январь 2022