Конференции

    КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» НА ТЕМУ «НАШИ ОТКРЫТИЯ О ВОЗДУХЕ»

    Матвеева Наталия Николаевна,
    воспитатель,
    МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие»
    города Чебоксары Чувашской Республики
    Цель:
    Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
    Задачи:
    - познакомить детей со свойствами воздуха;
    - формировать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;
    - обогащать и активизировать словарь детей;
    - развивать навыки проведения опытов;
    - развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
    - воспитывать умение работать сообща;
    - воспитывать дружеские отношения между детьми;
    - воспитывать аккуратность при работе с водой.
    Оборудование:
    - воздушный шарик;
    - эмблемы по количеству детей;
    - нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;
    - прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;
    - стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);
    - духи;
    - тазик с водой;
    - крышки от фломастеров (по количеству детей);
    - воздушный шарик;
    - трубочки;
    -гуашь на альбомном листе;
    Ход занятия:
    Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?
    - Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.
    Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать)
    А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.
    Правильно, всему живому.
    Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?
    Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.
    В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.
    Проходите в лабораторию, наденьте халаты - вот теперь мы научные сотрудники.
    Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
    Садитесь за столы.
    Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.
    Посмотрите на исследовательскую доску.
    На первой схеме изображен глаз.
    Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
    Да, правильно, - как можно увидеть воздух?
    Опыт 1. «Есть ли воздух в стаканчике
    Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
    Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
    Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.
    Опыт 2 «Воздух в человеке»
    А внутри людей есть воздух? Сейчас проверим. Подходит ко мне команда экспертов с кружочками. А другая команда наблюдает и делает выводы. На вашем столе лежит схема. Вы по этой схеме выполняете задание. Берите стаканчики с водой и трубочки. Попробуйте подуть в трубочки. Что вы видите? Появились пузырьки. Как вы думаете что же нам помогло появлению этих пузырьков? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил двигаться этим пузырькам. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.
    Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!
    А теперь подходит команда экспертов с квадратами. А команда с кружочками наблюдает. Берите схему на столе и выполняйте. Сначала берёте губки, погружаете в воду и сжимаете кулаками. Что вы видите? Правильно – пузырьки. Как вы думаете что им помогло появиться? Правильно, воздух.
    Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в воде тоже есть воздух! Рыбы им дышат!
    - Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.
    Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
    Опыт 3. «Есть ли запах у воздуха
    Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.
    Дать понюхать детям духи.
    Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
    Физкультминутка.
    Я с утра сегодня встал,
    С полки шар воздушный взял.
    Начал дуть я и смотреть –
    Стал мой шарик вдруг толстеть.
    Я все дую – шар все толще,
    Дую – толще, дую – толще.
    Вдруг услышал я хлопок –
    Лопнул шарик, мой дружок…
    Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.
    На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?
    Опыт 4. «Слышим воздух»
    Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.
    Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
    А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
    Вывод: воздух можно услышать разными способами.
    Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?
    Вывод 1: Воздух существует!
    Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
    Вывод 3: Воздух без запаха.
    Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
    Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.
    Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
    Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.
    Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».
    Ребята, в следующий раз что бы вам хотелось попробовать?
    А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.
    Спасибо за работу, до свидания!
    Январь 2022